Жюри Премии Ганса Христиана Андерсена 2020 года собралось в Международной молодежной библиотеке Мюнхена (Германия). На награду были номинированы 70 кандидатов из 39 стран.
Жюри выбрало Жаклин Вудсон из США в качестве победителя премии Author Award (автор) 2020 и Альбертину из Швейцарии в качестве победителя премии Illustrator Award (иллюстратор) 2020 года.
Председатель жюри Джунко Йокота отметила в пресс-релизе: «Все книги Жаклин Вудсон отличаются лирическим языком, сильными персонажами и непреходящим чувством надежды. Диалоги безупречны, рассказы свежи, а концовки насыщают читателя. Альбертина создает книги с несколькими уровнями интерпретации как иллюстратор, но также как автор. Она известна своей работой, которая выражает непосредственность в сочетании с вниманием к деталям, безграничной точностью, а также с чувством юмора».
В шорт-лист 2020 года вошли авторы: Мария Кристина Рамос из Аргентины; Барт Моэярт из Бельгии; Мари-Од Мюрей из Франции; Фархад Хасанзаде из Ирана; Петр Светина из Словении. Иллюстраторы: Изабель Арсено из Канады; Сэйдзо Ташима из Японии; Сильвия Вив из Нидерландов; Ивона Хмелевска из Польши; Елена Одриозола из Испании.
Фильмы с виртуальной пресс-конференции IBBY можно посмотреть здесь.
Полный медиа-релиз можно скачать здесь.
АВТОР. Жаклин Вудсон (США)
Жаклин Вудсон родилась в Колумбусе, штат Огайо, в 1963 году и вскоре после этого переехала с матерью и братьями в Гринвилл, штат Южная Каролина, где провела большую часть своих ранних лет под опекой бабушки и дедушки по материнской линии.
В возрасте семи лет она переехала в Бруклин, штат Нью-Йорк, где с тех пор и живет. Она училась в Университете Адельфи и в новой школе в Нью-Йорке, а затем работала ассистентом редактора и драматическим терапевтом для сбежавших детей. Несмотря на то, что она медленно читала, она начала писать в детстве и теперь имеет большое количество сочинений, включая книги с картинками, книги для читателей среднего класса и особенно литературу для молодых взрослых.
Жаклин Вудсон дебютировала как автор в 1990 году с «Прошлым летом с Мейзоном», первая книга в трилогии о дружбе двух девушек. В том же году она также опубликовала "Дорогую", рассказ о подростковой беременности.
Её тридцать три книги и тринадцать коротких рассказов варьируются по темам от приемной семьи до межрасовых отношений, от злоупотребления наркотиками до программы защиты свидетелей, но все они имеют общие черты лирического языка, сильных персонажей и неизменного чувства надежды.
В 2014 году вышла ее автобиографическая работа «Brown Girl Dreaming», она была лауреатом Национальной книжной премии и премии Коретты Скотт Кинг, является почетной книгой Ньюбери. Это центральная часть ее творчества, её непосредственный опыт того, как по-разному относились к афроамериканцам на севере и юге, где ее собственный путь к тому, чтобы стать писателем, вплетен в ее жизненный опыт.
Жаклин Вудсон была финалисткой премии Ганса Христиана Андерсена 2016 года и получила Мемориальную премию Астрид Линдгрен в 2018 году. После работы в качестве лауреата молодежной поэзии в 2015-2017 годах она была назначена Национальным послом по молодежной литературе в 2018-2019 годах.
Сайт Жаклин Вудсон |
Одна из лучних книг Жаклин Вудсон для детей младшего школьного возраста «День, который ты начинаешь». За это произведение автор включена в Почётный список IBBY 2020 года (Международный Совет по детской книге).
|
Есть много причин, чтобы чувствовать себя отчужденным. Возможной причиной может стать то, как вы говорите, или откуда вы родом; может, это зависит от того, что вы едите, или читаете. Нелегко сделать первые шаги там, где тебя ещё толком никто не знает, но каким-то образом ты это делаешь.
Философское содержание книги «День, который ты начинаешь» напоминает нам о том, что все мы иногда чувствуем себя аутсайдерами, и как это смело и здорово, что мы настойчиво идем вперед. И что иногда, когда мы протягиваем другим руки и делимся своими историями, люди будут рады пойти нам навстречу.
В книжке несколько персонажей, которые чувствуют себя изгоями в классе – потому что другой внешности (национальности), из другой страны, едят другую еду, имеют другие увлечения (не спорт, а книги) и т.д.
Главная героиня, Ангелина преодолевает стеснение и рассказывает, как провела лето (сидя дома с сестрой, а не путешествуя) и другой мальчик, чувствовавший себя лишним, говорит, что у его сестры такое же имя. И они начинают дружить.
Вывод книги – все люди разные, но это и интересно, а если поискать, всегда можно найти что-то общее (будь то книги, истории, язык или др.).
Бывает, ты входишь в комнату и в ней никого, кто был бы похож на тебя – внешностью, причёской, одеждой.
Бывает, никто не понимает языка твоей родной страны.
Бывает, что слова не приходят, когда учитель спрашивает: «Как вы провели лето?». Все наперебой рассказывают, как бывали в разных странах, а ты – нет.
Бывает, что ланч, который твоя мама дала с собой, слишком странный и непонятный для других
Бывает, что брусья слишком высоки, бег слишком быстр и игры совсем не те, в которые ты хотел бы играть.
Бывает, что мир кажется местом, где ты всё пропускаешь – и когда все готовы к чему-то, ты всё ещё не знаешь к чему ты готов.
И теперь, в комнате, где никто не похож на тебя, мир открывается с другой стороны, где для тебя тоже есть место.
В этот день ты начинаешь находить, что каждый новый друг имеет что-то как у тебя – ланчи, истории, книги или путешествия – и что-то ещё, сказочно на тебя непохожее.
ИЛЛЮСТРАТОР. АЛЬБЕРТИНА (Швейцария)
Альбертина родилась в 1967 году в Дарданьи, недалеко от Женевы. Она училась в школе декоративно-прикладного искусства и Высшей школе изобразительного искусства в Женеве.
Получила диплом в 1990 году и в том же году открыла мастерскую трафаретной печати. Через год она стала иллюстратором прессы, а в 1996 году вышла замуж за писателя Джермано Зулло. Их многочисленные совместные детские публикации получили несколько наград, в том числе: нагрудный знак «Золотое Яблоко» в 1999 году за «Marta et la bicyclette» («Марта и велосипед»).
За первой книгой последовали и другие: художница отправляла отважную Марту путешествовать и другими способами: пешком, на воздушном шаре и даже в батискафе. Ее рисунки живы и полны юмора, используя очень тонкую линию (карандаш или Ротринг) и часто яркие и жизнерадостные цвета (гуашь или цифровой).
Ее естественная непосредственность проявляется во всех ее работах, с чувством детали и бесконечной точностью, а также с чувством юмора.
Альбертина выставляла свои рисунки, трафаретные гравюры, литографские работы, гравюры на дереве, предметы и записные книжки в Женеве, Париже, Риме, Валенсии и Токио.
Среди её самых важных книг для детей есть названия: «La rumeur de Venise» (2009), который был выбран для Почетного списка IBBY 2010 года; «Les Oiseaux» (2011); «Les Gratte-Cie»l (2011); и «Ligne 135» (2012).
Её книга «Mon tout petit» (2015) - бесконечное объятие между матерью и ребенком, которое разматывается во флипбуке, была выбрана для Почетного списка IBBY в 2016 году; она получила премию Болоньи Рагацци в 2016 году и получила премию Зеленого острова на Nami Island Concours в 2017 году. Была финалисткой премии Ганса Христиана Андерсена 2018 года и ее книга «Les Oiseaux» была включена в список книг, отмеченных жюри Андерсена как выдающееся произведение.
Центр детской книги РБИЛ |
Сюжет истории "Ligne 135" незатейлив: девочка из города едет на поезде к бабушке в деревню. Но именно в продуманной и умело срежиссированной простоте - секрет книг Альбертины.
Сочно-зелёная стрела скоростного состава плавно уносит героиню из мегаполиса, состоящего из одних прямых углов, мимо кривых узловатых транспортных магистралей в неизведанный мир за пределами обжитого урбанистического пространства. По мере углубления в городскую периферию привычные виды однообразной застройки сменяются причудливыми пейзажами, на глазах заселяемыми творениями фонтанирующей детской фантазии.
А "закадровым голосом" текста, больше похожего на субтитры, пересказываются философские споры девочки с ее мамой и бабушкой о том, можно ли понять самого себя, объехать весь мир и остаться маленьким - даже когда вырастешь.
"Я никогда не придумываю истории специально для детей. Я вообще не ориентируюсь на возраст читателя: ведь кто-то начинает самостоятельно глотать книги очень рано, а кого-то с трудом заставляет читать семейство. Любой сюжет может развиться в книгу для взрослых, или в комикс, или какую-то станковую работу исключительно для выставок".