Третьяков
Анатолий
Иванович
(род.
Анатолий
Иванович
Третьяков
родился 8 марта
1939 года в г.
Минусинске и
до 14 лет
жил на
заимке. «Рос
ласковым и
работящим,
любил цветы,
зверье и
птиц, туманы над
озером …
Читать
научился
рано, любил
складывать
частушки.
Иногда
сочинял
добрые и
слезные, а
иногда
ехидные.
Соседские
уязвленные
мужики,
страдавшие
на глухой
заимке,
обиделись:
как-то грубо
сграбастали,
потащили к
озеру
утопить - надоел
остряк-парнишка.
Потом
одумались и
посмеялись:
пиши, пиши,
может , и
знаменитым
станешь».
И
Анатолий
Третьяков
стал знаменитым.
Путь А.
Третьякова в
поэзию
начался с учебы
на сценарном
факультете
ВГИКа (Всесоюзный
Государственный
Институт
Кинематографии),
а до этого
молодой
сибиряк
окончил Красноярское
речное
училище,
служил в армии,
работал
судовым
механиком,
помощником машиниста
тепловоза.
Перешагнув
заветный ВГИКовский
порог,
Анатолий
Третьяков
вскоре
окончательно
осознал свое
призвание…
Он ушел с 4 –го
курса ВГИКа и
начал все
сначала, но
теперь уже в
Литературном
институте им.
А.М.Горького.
Ныне А.
Третьяков
известный в
стране поэт.
Печатал свои
стихи в
журналах
«Юность»,
«Молодая
гвардия»,
«Сельская молодежь»,
«Енисей», в
коллективных
сборниках и
газетах. В
отличие от
многих собратьев
по перу
Анатолий
Третьяков не
поддавался
влиянию
есенинской
стихии, зато
Борис
Пастернак
еще в юности «буквально
зажег»,
заразив
яркой
метафоричностью
и абсолютной
точностью
каждого
слова. И,
конечно же, вечным
примером и
образцом для
поэта остается
А.С.Пушкин - «сияющая
вершина,
которую
покорить
невозможно».
С 1979 год
А. И.
Третьяков является
членом Союза
писателей
России. Анатолий
Третьяков-
лауреат
Пушкинской
премии
Красноярского
края за 1999 год, трех
премий г.
Красноярска
за тексты к
песням. Он
автор гимна
г. Красноярска
(муз. О. Проститова).
За вклад в
развитие г.
Красноярска
и за развитие
литературного
творчества в
Красноярском
крае
награждался
дипломами и
почетными
грамотами.
В поэзию А.
Третьяков
вошел
«Цветами
брусники» -
сборником
стихов ,
изданным в 1972
году. «Марьины
коренья» -
вторая книга
стихов, в
которой поэт
продолжает
разговор о
нашем современнике,
его судьбе и
ответственности
за происходящее,
о любви и
преданности
Родине, о
Сибири. В 1982
году выходит
третий сборник
стихов
А.Третьякова
«Птицы над
водой». Стихам
присущи
эмоциональная
напряженность,
яркая
поэтическая
образность.
Поэт очень
наблюдателен,
точен в
деталях быта,
щедр на
сравнения.
Сборник
«Птицы над
водой» пронизан
радостным
видением
мира. В
нем А.
Третьяков
выделил три
образа. Первый
- «Лишь
память
растревожу
я… над
колыбелью мать
моя - на
Родину
похожая». Второй - «У
каждого в
душе своя
Россия!
Советская – она
одна на
всех!»
Третий – «…лицом к
родному небу
я даже после
смерти
повернусь».
В
неразрывном
и
множественном
единстве этих
образов (от
частного к
общему, от
земного к
космическому)
выражена
сущность
зрелого
поэтического
мышления.
Две книги
«Ковчег» (1998), «Галерея»(1999),
вышедшие
одна за другой,
являют нам
узнаваемого
и во многом
нового
мастера.
Отгорят на
западе
закаты,
И тогда по
краю тишины
По
ночам домой
идут солдаты,
Столько лет
домой идут с
войны!
По туманам ,
по хлебам
несжатым,
В лунной
серебрящейся
пыли
По ночам
домой идут
солдаты,
К миру, за
который
полегли,
И по ним не
выплаканы
слезы,
И любовь, и
молодость
светла…
Как седая
женщина,
береза
Ждет кого-то
на краю села.
Эти строфы,
способные
пронять,
отозваться в
каждом,
достойны, как
и многие
другие у Третьякова,
быть
занесенными
в
современные
антологии.
В
чем новизна
«Ковчега» и
многих новых
стихов
«Галереи»?
Картины
сибирской
природы
теперь не
несут
романтической
дымки, они
сдержанны,
вызывают
чувство тревоги,
драматического
напряжения
сил. Человек
больше
разрушает,
чем создает,
убежден автор.
Кульминацией
противостояния
человека и
природы
является
стихотворение
«Ковчег».
Однако перед
нами аллюзия,
если Ноев
ковчег
спасал живых,
то ковчег
Третьякова –
не что иное,
как
задраенный
трюм,- уходит
на дно: «Больше
нет нас. И мир
для нас –
умер!»
Зловещий
образ, он
заставляет о
многом задуматься,
на привычное
посмотреть
свежим взглядом.
Поэт, как-то
незаметно
шагнувший из
молодости в
зрелость,
меняется -
отсюда непоказная, но
твердая
самооценка,
собственное,
независимое
понимание
вещей.
Горьких
признаний в
обеих книгах
разбросано
много: «Как
темно на
душе!», «Как
тревожен,
Покой! Никакого
забвенья!»,
«Кого мне
проклинать? Кого?...Что
из того, что
жизнь
прошла?»
Проглядывает
нынче в
А.Третьякове
несвойственный
ему ранее
холодок
медитации,
останавливает
подчас
нарочито
твердая
формулировочная
жестковатость.
Сборник
«Галерея»
(стихи разных
лет) -
достаточно
неожиданное
художественное
целое. Если в
«Ковчеге» мы
встретились с
мастером,
встревоженным
драматическими
реалиями
жизни, наступательностью неочеловеченной
действительности,
то в
«Галерее» соседство
молодых и
зрелых
стихов
высекают
неожиданную
искру.
А.Третьяков
сумел соединить
безмятежный
образ вечно
цветущей брусники
с признанием,
что радость
коротка, а
грусть
длинна. Таких
«взрывов»,
столкновений
в книге
немало, и это
рождает
своеобразный
эффект.
Есть в
творчестве
А.Третьякова
стихи,
посвященные
знаменитым
людям нашего
края -
писателям,
поэтам,
художникам
(В.И.Сурикову,
В.
Кудринскому,
В.П.Астафьеву,
З. Яхнину, Р.
Солнцеву, А.
Щербакову и
другим). Ефимовский
А.Ф. на стихи
А.Третьякова
написал
шесть романсов:
«Судьба»,
«Печаль моя
светла», «Шторм»,
«Не торопись
уходить»,
«Прощаться с
августом
пора»,
«Русский пейзаж».
Романсы
наполнены
легкой
грустью и
смысловыми
подтекстами:
воспоминаниями
о первой
любви,
мыслями об
уходящей
молодости и о
многом
другом. Стихи
к романсу
«Судьба»
посвящены
А.Ф. Ефимовскому.
«Что
теряем? Что
находим?» -
вопрошает
нас и себя
автор в одном
из
стихотворений.
Держа в руках
его книжки,
можно
ответить ему
со всей определенностью:
находим
настоящую
поэзию.