Третьяков Анатолий Иванович

( 1939 - 2019 г.)

 

 

 

 

Анатолий Иванович Третьяков родился 8 марта 1939 года в г. Минусинске и до 14 лет  жил на заимке. «Рос ласковым и работящим, любил цветы, зверье и птиц, туманы над озером … Читать научился рано, любил складывать частушки. Иногда сочинял добрые и слезные, а иногда ехидные. Соседские уязвленные мужики, страдавшие на глухой заимке, обиделись: как-то грубо сграбастали, потащили к озеру утопить -  надоел остряк-парнишка. Потом одумались и посмеялись: пиши, пиши, может , и знаменитым станешь».

  И Анатолий Третьяков стал знаменитым. Путь А. Третьякова в поэзию начался с учебы на сценарном факультете ВГИКа (Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии), а до этого молодой сибиряк окончил Красноярское речное училище, служил в армии, работал судовым механиком, помощником машиниста тепловоза. Перешагнув заветный ВГИКовский порог, Анатолий Третьяков вскоре окончательно осознал свое призвание… Он ушел с 4 –го курса ВГИКа и начал все сначала, но теперь уже в Литературном  институте им. А.М.Горького.

         Ныне А. Третьяков известный в стране поэт. Печатал свои стихи в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Сельская молодежь», «Енисей», в коллективных сборниках и газетах. В отличие от многих собратьев по перу Анатолий Третьяков не поддавался влиянию есенинской стихии, зато Борис Пастернак еще в юности «буквально зажег», заразив яркой метафоричностью и абсолютной точностью каждого слова. И, конечно же, вечным примером и образцом для поэта остается А.С.Пушкин - «сияющая вершина, которую покорить невозможно».

         С 1979 год  А. И. Третьяков является членом Союза писателей России. Анатолий Третьяков- лауреат Пушкинской премии Красноярского края за 1999 год,  трех премий г. Красноярска за тексты к песням. Он автор гимна г. Красноярска (муз. О. Проститова). За вклад в развитие г. Красноярска и за развитие литературного творчества в Красноярском крае награждался дипломами и почетными грамотами.

        В поэзию А. Третьяков вошел «Цветами брусники» - сборником стихов , изданным в 1972 году. «Марьины коренья» - вторая книга стихов, в которой поэт продолжает разговор о нашем современнике, его судьбе и ответственности за происходящее, о любви и преданности Родине, о Сибири. В 1982 году выходит третий сборник стихов А.Третьякова «Птицы над водой». Стихам присущи эмоциональная напряженность, яркая поэтическая образность. Поэт очень наблюдателен, точен в деталях быта, щедр на сравнения. Сборник «Птицы над водой» пронизан радостным видением мира.  В нем А. Третьяков выделил три образа. Первый - «Лишь память растревожу я… над колыбелью мать моя - на Родину похожая». Второй - «У каждого в душе своя Россия! Советская – она одна на всех!» Третий – «…лицом к родному небу я даже после смерти повернусь». В неразрывном и множественном единстве этих образов (от частного к общему, от земного к космическому) выражена сущность зрелого поэтического мышления.

       Две книги  «Ковчег» (1998), «Галерея»(1999), вышедшие одна за другой, являют нам узнаваемого и во многом нового мастера.

                                       

                                         Отгорят на западе закаты,

                                         И тогда по краю тишины

                                         По ночам домой идут солдаты,

                                         Столько лет домой идут с войны!

                                         По туманам , по хлебам несжатым,

                                         В лунной серебрящейся пыли

                                         По ночам домой идут солдаты,

                                         К миру, за который полегли,

                                         И по ним не выплаканы слезы,

                                         И любовь, и молодость светла…

                                         Как седая женщина, береза

                                         Ждет кого-то на краю села.

       Эти строфы, способные пронять, отозваться в каждом, достойны, как и многие другие у Третьякова, быть занесенными в современные антологии.

       В чем новизна «Ковчега» и многих новых стихов «Галереи»? Картины сибирской природы теперь не несут романтической дымки, они сдержанны, вызывают чувство тревоги, драматического напряжения сил. Человек больше разрушает, чем создает, убежден автор.

       Кульминацией противостояния человека и природы является стихотворение «Ковчег». Однако перед нами аллюзия, если Ноев ковчег спасал живых, то ковчег Третьякова – не что иное, как задраенный трюм,- уходит на дно: «Больше нет нас. И мир для нас – умер!» Зловещий образ, он заставляет о многом задуматься, на привычное посмотреть свежим взглядом.

      Поэт, как-то незаметно шагнувший из молодости в зрелость, меняется - отсюда непоказная,  но твердая самооценка, собственное, независимое понимание вещей.

      Горьких признаний в обеих книгах разбросано много: «Как темно на душе!», «Как тревожен, Покой! Никакого забвенья!», «Кого мне проклинать? Кого?...Что из того, что жизнь прошла?»      

      Проглядывает нынче в А.Третьякове несвойственный ему ранее холодок медитации, останавливает подчас нарочито твердая формулировочная жестковатость.

       Сборник «Галерея» (стихи разных лет) - достаточно неожиданное художественное целое. Если в «Ковчеге» мы встретились с мастером, встревоженным драматическими реалиями жизни, наступательностью  неочеловеченной  действительности, то в «Галерее» соседство молодых и зрелых стихов высекают неожиданную искру. А.Третьяков сумел соединить безмятежный образ вечно цветущей брусники с признанием, что радость коротка, а грусть длинна. Таких «взрывов», столкновений в книге немало, и это рождает своеобразный эффект.

       Есть в творчестве А.Третьякова стихи, посвященные знаменитым людям нашего края - писателям, поэтам, художникам (В.И.Сурикову, В. Кудринскому, В.П.Астафьеву, З. Яхнину, Р. Солнцеву, А. Щербакову и другим).  Ефимовский А.Ф. на стихи А.Третьякова написал шесть романсов: «Судьба», «Печаль моя светла», «Шторм», «Не торопись уходить», «Прощаться с августом пора», «Русский пейзаж». Романсы наполнены легкой грустью и смысловыми подтекстами: воспоминаниями о первой любви, мыслями об уходящей молодости и о многом другом. Стихи к романсу «Судьба» посвящены А.Ф. Ефимовскому.

       «Что теряем? Что находим?» - вопрошает нас и себя автор в одном из стихотворений. Держа в руках его книжки, можно ответить ему со всей определенностью: находим настоящую поэзию.