Кузичкин С.Н
МИР ИЗ
ОКНА
***
Когда осенние сумерки, опустившись
на город, прячут его, становится особенно тоскливо.
Он просит не зажигать света. Над узким
разрезом едва освещённой улочки загораются три звезды созвездия Ориона, а чуть
ниже и левее, над самыми крышами домов — яркий Сириус…
Далёкая мечта недалёкого детства
всплывает воспоминанием.
…Прохладная сентябрьская ночь,
многоэтажный дом на окраине. Одиннадцатилетний мальчик поднимается на крышу по
пожарной лестнице. В одной руке он держит старую подзорную трубу. Ему страшно
на высоте, он озяб, время за полночь, а завтра поутру — в школу, но он не
думает об этом. Сегодня он увидит звёзды ближе. В целых двенадцать крат! За эту
трубу он отдал самое дорогое, что у него было — породистого щенка, подарок на
день рождения.
От волнующего воспоминания перехватывает
дыхание. Как давно и как недавно это было… Лет двенадцать назад…
— Аня, давай поговорим о звёздах, — тихо
просит он.
***
Друг мой Юрка! Я знаю его сто лет. Мы
родились с ним в один год, свои первые шаги по земле сделали в нашем старом
узеньком переулке, вместе пошли в школу, в один класс. Он во всём был первым:
всегда что-нибудь придумывал, фантазии его были неукротимы, а решительность —
не по-детски смелой.
Он прыгал с зонтиком со второго этажа,
запросто ходил по карнизу, нырял с крутого берега, когда у всех остальных от
одного взгляда вниз тряслись коленки, и, конечно же, только он мог всю ночь
провести на крыше, разглядывая звёзды... Но иногда я не узнавал Юрку: бывали
дни, когда он становился тихим, задумчивым, уходил один к реке и, сидя на
берегу, рисовал облака.
А ещё он любил собак…
Везде его звали по-разному. У нас во
дворе — Юрка-астроном, в школе учитель рисования — Пикассо, а мальчишки с соседней улицы
просто — собачник…
***
…У соседнего вагона стоит маленькая
девочка в коротком цветастом платьице. В руках она держит пушистого щенка и
осторожно гладит его. Уже объявили отправление.
— Ну, будь мужчиной, — отец тихонько
щёлкает Юрку по носу. — Не скучай, ты теперь в доме за старшего.
Юрка поднимает глаза.
— Папа, а ты привезёшь мне овчарку? —
спрашивает он.
— Чтоб он променял её на телескоп, —
вставляет мать.
Юрка опускает голову.
— Ладно, ладно, — Павел Васильевич
теребит его за кудри. — Я же сказал: раз обещал — привезу тебе щенка немецкой
овчарки.
Отец часто уезжает в командировки. Такая
у него работа. А Мария Николаевна с Юркой всегда провожают его. Так было и в
тот день…
***
…Если бы я знала, что так получится, —
часто говорила потом Мария Николаевна, — я бы ни за что не взяла его тогда с
собой…
Если бы…
Кто знает, что было б, если бы?..
***
Отец помахал им из тамбура и зашёл в
вагон. Почти все пассажиры разошлись по своим местам, провожатые тоже стали
расходиться, а те, кто не торопился, ждали гудка электровоза. Отправление
объявили уже второй раз. Юрка и Мария Николаевна домой не торопились, решив
дождаться отправления поезда.
— Мама! — вдруг вскрикнула девочка у
соседнего вагона.
Щенок выскользнул из её рук, спрыгнул на
перрон и нырнул под вагоны.
Девочка присев на корточки, стала звать:
— Мурзик, Мурзик…
И Юрка, наверное, не был бы тем самым
Юркой-астрономом, Юркой-собачником, если бы не рванулся решительно с места и не
бросился спасать щенка.
— Юра, Юра! — закричала Мария
Николаевна. — Поезд же отправляется! Поезд…
Юрка нырнул под вагон.
— Мурзик, Мурзик… иди ко мне…
Щенок испуганно жался к рельсам. Юрка
притянул его к себе, и в это время вагон дёрнулся… На
перроне кричали, требовали остановить поезд.
Он отмерил расстояние между колесами:
«Успею…»
Он почти выбрался на бетонную площадку,
выпустил из рук собаку и… коротко вскрикнул, упал, потеряв сознание…
***
Помню, как мы организовали дежурство у
его палаты, ходили в больницу по одному и всем классом, даже предлагали свою
кровь. Его долго лечили, старались сделать всё, чтобы он жил.
Он выжил… Но, потеряв
обе ступни, со сломанным позвоночником, лишился возможности двигаться.
А тогда, на перроне, все подумали, что
Юрка умер. Врач долго не мог нащупать пульс, громко кричала Мария Николаевна, молча стояли вокруг люди, и седой машинист снял с головы фуражку…
Лишь маленькая собачка весело виляла
хвостом и лизала мокрое от слёз лицо своей симпатичной хозяйки.
***
От его окна начинается узкий переулок, с
двух сторон зажатый высокими домами. Он любит смотреть в окно. Здесь, в
небольшом переулке, идёт своим чередом своя жизнь.
Почти каждый вечер под тусклый фонарь возле
магазина приходит высокий парень с букетом жёлтых цветов. Он ждёт девчонку из
соседнего дома. Иногда она выходит почти сразу, берёт его под руку, и они
уходят. Но чаще он подолгу ходит взад-вперёд от фонаря до перекрёстка и
обратно, бросает взгляд: то на часы, то на её окно и нервно курит.
«Сколько лет этому парню? — иногда
задумывается он. — Наверное, столько же, сколько и мне… Может, мы были знакомы
в детстве? Может, учились в одной школе…»
Каждый день в одно и то же время, если
хорошо прислушаться, под окном слышен негромкий свист. Это слепой старик с
тросточкой выходит на прогулку. Ровно час он ходит вдоль переулка, постукивает
о стену дома или, остановившись на полпути, что-то чертит тросточкой на
асфальте. Во время войны он был лётчиком, его сбили, он попал в плен, бежал на
немецком самолёте. Ещё говорят, что он ослеп в воздушном бою, но дотянул до
аэродрома и посадил самолёт…
Начертив ему одному видимые линии,
старик идёт дальше, что-то насвистывая из довоенного репертуара.
«Для этого слепого старика мир не
заключён в тридцати шагах узкого переулка. Он не зря прожил жизнь, он сделал
многое. А что сделал я в свои двадцать четыре, ровно половину
из которых провёл в постели?.. Ничего особенного… ничего…»
Около полудня в переулке появляется девочка в
коротеньком цветастом платьице с белой собачкой на поводке.
— Аня, Аня! — зовёт он сестру, —
Посмотри, та ли это девочка с собачкой?..
Но девочка, как видение, быстро
проплывает мимо домов по переулку и исчезает за углом.
***
Когда несчастный случай приковал его к
постели, он остался в списках нашего класса. Каждую неделю после занятий в
школе и во время каникул мы обязательно приходили к нему, приносили домашнее
задание, интересную книгу и рассказывали, что нового в школе и во дворе.
Бывало, заявлялись
всем классом. Его мама Мария Николаевна, сестра Аня, а иногда, когда был дома,
отец Павел Васильевич приветливо встречали нас, и мы часа на два, а то и больше
«оккупировали» Юркину комнату. Рассаживались вокруг него, рассказывали, иногда
перебивая друг друга, новости и разные истории, а Васька Рыжик — наш главный
режиссёр и актёр — изображал сцены из школьной жизни: пародировал учителей и учеников.
Лицо Юрки оживало: всегда бледное, оно розовело, в глазах блестел огонёк. Перед
нами снова был весёлый, жизнерадостный Юрка, и мы смеялись ещё громче, ещё
веселее и расходились по домам в приподнятом настроении.
Так было все шесть лет с того
злополучного лета — до тех пор, пока мы не закончили школу. А потом…
А потом мы повзрослели. Многие
разъехались по городам и весям огромной страны. И я с родителями тоже переехал
в другой город.
***
— А что ни говори, хорошим было время
нашего детства. Помнишь, как вы пришли ко мне после выпускного,
с моим аттестатом, открыли окно, и мы вместе встречали зарю?..
— Помню, — говорю я.
Я сижу возле Юрки в его комнате. Я давно
не был здесь, и потому все домашние перемены вызывают у меня интерес. Вот новый
шкаф для книг, вот какие-то картины, вот тетрадки, исписанные стихами. А возле
стола, на коврике, то виляя хвостом, то поднимая голову, словно прислушиваясь к
разговору, подбегая то ко мне, то к Юрке, заставляет обратить на себя внимание
пёс Верный — немецкая овчарка, подарок отца.
Юрка смотрит в окно.
— А ты знаешь, никто из ребят меня не
забыл, все пишут… Многие, как и ты, окончили
институты. А некоторые девчонки уже вышли замуж. А Васька Рыжик — ты
представляешь? — всё-таки добил театральный.
— Поступил?!
— Да, с третьей попытки, после армии.
Теперь учится в Москве. Я не удивлюсь, если скоро в кино сниматься начнёт…
Молодец… — Юрка искренне радовался за нашего друга детства.
Я улыбнулся, вспоминая ребят из нашего
класса и двора.
— Ты что? — спросил Юрка, бросив на меня
удивлённый взгляд.
— Да так. Вспомнил, как вы с Рыжиком за
Светкой Воробьёвой приударяли. Записки писали… В каком
это классе было — в третьем или четвёртом?
Теперь улыбнулся Юрка, даже засмеялся
негромко.
— Кстати, а где сейчас Света? — спросил
я.
— Где-то в Средней Азии, на раскопках.
Она ведь археолог.
Я встал, подошёл к пишущей машинке,
написал «Юра» на заправленном чистом листке.
«Раньше машинки здесь не было…»
— Юра, а почему ты никогда не говорил,
что пишешь стихи? — прямо спросил я.
Юрка приподнял голову.
— А ты-то
откуда знаешь?
— Ну как откуда? Вот тетрадки
исписанные, вот машинка… А потом, я же не только в
газету статьи пишу, я ещё и читаю газеты.
Я достал из портфеля номер краевой
молодёжной газеты и развернул его. В поэтической рубрике были напечатаны три
Юркиных стихотворения.
— Из цикла «Окно», — прочёл я вслух.
Юрка несмело взял газету. Бросил взгляд
на страницу, потом на меня.
— Всё правильно. Я, как всегда, узнаю
последним. Понимаешь, Аня уговорила меня отправить стихи в редакцию. Недавно
нам ответили, что их одобрили и подготовили к печати, но я не думал, что это
будет так скоро. Вообще-то я пишу стихи для себя…
— И давно?
— Не очень — с тех пор, как созерцаю мир
из окна…
— Юра, — я опять сел рядом, — а ты
знаешь, я здесь ещё и потому, что сейчас у нас готовится к изданию очередной
номер альманаха, там под рубрикой «Молодая поэзия края» печатаются стихи
молодых поэтов. Так вот, редактор отправил меня поговорить с тобой. У тебя ведь
наверняка есть и новые стихи.
— Есть. Ты думаешь, мои стихи могут
подойти?
— Конечно. Я думаю, опубликуют весь твой
цикл и кое-что из новых. Только, наверное, название
надо дать циклу несколько шире.
— Например?
— Ну, например, как ты сам выразился:
«Мир из окна».
Юрка смущённо посмотрел на меня:
— Давай подождём Аню, а потом решим, а?
— Ладно, — согласился я.
Он приподнялся.
— Поправь мне, пожалуйста, подушку…
Я подошёл к его изголовью, осторожно
взял уголки подушки, Юрка попробовал приподнять голову, это ему удалось с
большим трудом. Я подвинул подушку ближе к спинке кровати.
-- Спасибо, -- сказал
Юрка, медленно опуская голову на подушку, -- А я ведь пытаюсь сейчас написать
картину с таким названием «Мир из окна». Кроме Анны, никому не показывал ещё… Хочешь взглянуть?..
— Конечно.
— Она здесь, возле кровати… Никак не могу закончить. Знаешь, вроде бы всё уже, что
хотел, нарисовал, но чего-то всё-таки не хватает. А в последнее время всё чаще
немеют руки. Видно, болезнь берёт своё, как камень точит с годами эрозия дождём
и ветром. Дотянуть до весны хотя бы… Закончить
картину, новый цикл стихов вот задумал…
— Да ты что, Юрка! — подскочил я. — Да
ты ещё встанешь. Вспомни про Илью Муромца: до тридцати трёх лежал, а потом
встал и подвиги совершил… И ты встанешь. Сейчас,
говорят, в Москве делают сложные операции. Не таких, как ты, больных поднимали…
Мы ещё с тобой…
— Конечно, конечно… — быстро охладил мой
порыв Юрка. — Я ещё не всем соседям телевизоры починил…
Потом он улыбнулся и подмигнул мне:
— А ты когда едешь?
— Сегодня… Ночным поездом… Командировка
ведь у меня короткая. К тебе да обратно…
***
Ему вдруг показалось, что он вскрикнул.
Открыв глаза, прислушался. В комнате стояла тишина, нарушаемая лишь тиканьем
часов. Заломило поясницу. Из груди вырвался стон. Чуткий
Верный, спавший у двери, зашевелился.
Он протянул руку к подоконнику, взял
таблетку, проглотил, запив водой. «Только б не разбудить мать с Аней…»
Часы показывали половину седьмого.
«Минут через пять станет легче…» Прикусил губу, чтоб не вскрикнуть вновь. На
улице светало. Услышав лёгкое шуршание, глянул в окно. Тётя Юля, дворничиха, не
спеша мела переулок, усыпанный первыми опавшими листьями. У подъезда высокий
парень прощался с соседской девчонкой и что-то шептал ей на ухо. Над крышами
домов горела яркая Венера…
«Скоро опять появится девочка с
собачкой. Во что она будет одета сегодня? Наверное, в осеннее пальтишко. Ведь
на улице уже прохладно… Ну вот, кажется, уже легче…
Сейчас я буду работать. Я должен закончить эту картину…»
***
Телеграмму принесли вечером, когда я
приехал домой из типографии с несколькими экземплярами только что вышедшего
альманаха. Я знал, что ЭТО может произойти, даже был готов, но всё же не
хотелось верить, что ЭТО — случилось… Уже случилось.
— Не может быть… Юрка…
Не может быть… Ну как же так? Почему так? — говорил я не то вслух, не то
про себя.
— Распишитесь вот здесь, — сказала
девушка, принесшая телеграмму.
Но я не слышал её. Стоя в дверях, я
держал в одной руке телеграмму, а в другой — альманах и повторял:
— Не может быть, не может быть, не
может…
— Распишитесь, пожалуйста, вот здесь… —
повторила тихо девушка, на её глазах появились слёзы.
— Ах, да, да…
Я быстро поставил подпись и, не закрыв
входную дверь, стал быстро ходить по комнате.
«Юрка, друг… Да
неужто он так и не увидит свои стихи в альманахе?.. Не может такого быть. Ну,
не может и всё…»
Не знаю, сколько я ходил. Наверное,
долго. Наконец мой взгляд остановился на телефоне. Я подскочил и рванул трубку,
нервно набрал номер.
— Алло, алло! Соедините, пожалуйста, с
Загорском… Да, по номеру… Пожалуйста… Если можно,
побыстрее… Алло! Загорск? Это Загорск? Мария Николаевна? Мария Николаевна, это
правда?.. Юра… Когда?! Сегодня?.. Утром?.. Да, да… Я
буду… непременно… непременно…
Рука повисла в воздухе, сжав трубку, из
которой долго шли длинные гудки… Гудки из моего детства, моей юности… Последние
сигналы от моего друга Юрки…
***
Он так и не увидел свои стихи в
альманахе. Как и не узнал, что стал лауреатом премии обкома комсомола за работу
над картиной «Мир из окна».
Уже несколько лет в одном из залов
городской картинной галереи, среди множества других, висит небольшая Юркина
картина. На переднем плане оконная рама, а за стеклом — узкая улочка, возле
дверей подъезда прощается влюблённая пара, старик с палкой стоит у фонаря, а в
центре — девочка в коротеньком цветастом платьице, с собачкой на руках.
«Мир из окна», — подписано внизу, и
рядом с фамилией и инициалами автора небольшая приписка из трёх слов: «Премия
присуждена посмертно».
Тайшет