12 мая – 65 лет со дня рождения детского поэта и прозаика Сергея Анатольевича Махотина.


Сергей Анатольевич Махотин родился 12 мая 1953 года в Сочи. Детство прошло там же. Маленький Серёжа много озорничал, ловил рыбу по ночам в порту, бегал купаться и загорать на пляж. Там он однажды встретил Юрия Гагарина – встреча стала одним из ярких впечатлений детства.

Сергей долго не мог определиться с тем, на кого учиться после школы. Поэтому перепробовал множество профессий: работал ассистентом звукорежиссёра, грузчиком в геологических экспедициях, асфальтоукладчиком, редактором юридического научного журнала «Кодекс»; поступал учиться в Институт киноинженеров, но потом бросил и перешёл на поэтическое отделение Литературного института в Москве. Здесь Махотин и обнаружил в себе писательский дар, постепенно оттачивая мастерство и избавляясь от подражательности.

С 1973 года писатель переехал жить в Ленинград и стал корреспондентом газеты для детей и подростков «Ленинские искры». Начиная с 1976 года, его стихотворные произведения стали всё чаще появляться на страницах других детских печатных изданий: «Костёр», «Искорка», «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Детская литература» и многих других.

Первые самостоятельные стихотворные сборники удалось издать в 1985 году – это были книги «Море в банке» и «Здравствуй, день!». С того времени вышло три с лишним десятка его книг, среди них – не только поэзия, но и проза. Сергей Анатольевич выпустил серию рассказов о православных святых для самых маленьких: «Юноша стройный на белом коне. Повествование о святом великомученике Георгии Победоносце» (1993 год), «Крест Андрея Первозванного» (1994 год), а также роман «Марфа окаянная» (1997 год). Эти произведения стали своеобразным экспериментом для Махотина, тогда почти впервые попробовавшим себя в прозе. На его счету и несколько научно-популярных книг: «Прогулки по лесу», «Прогулки по Москве» и др.

Среди произведений, изданных в наше время, стоит выделить стихотворный сборник «За мелом», сборники прозы – «Включите кошку погромче» и «Вирус ворчания». За последнюю из перечисленных книг Сергей Анатольевич в 2007 году был удостоен Всероссийской премии «Алые паруса», а в 2010 году получил Почётный диплом Международной премии имени Х.К. Андерсена.

Помимо литературы, Махотин принимал деятельное участие в развитии детского радиовещания. В девяностые годы благодаря ему появилась и существовала радиопрограмма «Заячий остров». А в настоящий момент на «Радио России» Сергей Анатольевич – один из главных редакторов передачи «Малая Садовая». Он по-прежнему проживает в Санкт-Петербурге и продолжает творить.







14 мая – 90 лет со дня рождения русской писательницы Софьи Леонидовны Прокофьевой.

Софья Леонидовна Прокофьева родилась 14 мая 1928 года в Москве. С самого детства в ней проявился интерес к литературному творчеству: уже в пятнадцать ею был написан стихотворный «Античный цикл», который по знакомству прочёл и одобрил сам Борис Пастернак.

В 1955 году Софья окончила графический факультет художественного института имени В.И. Сурикова, несколько лет работала по профессии – художником-иллюстратором. Потом литературный талант всё же перевесил. В 1957 году была опубликована первая её книга для детей «Кто лучше?». Следующие произведения не заставили себя ждать. Всего Прокофьева написала более тридцати книг. Начав с коротких историй для самых маленьких, Софья Леонидовна вскоре обнаружила свой любимый жанр – повесть-сказка. Наибольшей известности достигли: цикл из пяти повестей «Повелитель волшебных ключей», повесть «Лоскутик и Облако», цикл о Белоснежке, содержащий четырнадцать книг, и др. Не менее популярны и её пересказы европейского фольклора для детей (легенда о короле Артуре и Парсифале, легенда о детстве Роланда, легенды Сельмы Лагерлёф).

Помимо этого, Софья Леонидовна много работала в написании пьес и сценариев. В соавторстве с Генрихом Сапгиром ею для театра были переработаны такие сюжеты, как «Кот в сапогах» и «Василиса Прекрасная», а в союзе с Ириной Токмаковой – написаны пьесы «Стрела Робин Гуда», «Андрей Стрелок и Марья Голубка». По сценариям Прокофьевой снято три полнометражных и около двадцати короткометражных мультфильмов: «Лоскутик и Облако», «Ученик волшебника», «Остров капитанов» и другие. Её произведения не раз экранизировали: по книгам были выпущены одноимённые фильмы «Пока бьют часы», «Оставь окно открытым», Никитой Михалковым был снят фильм «Без свидетелей» по пьесе «Беседа без свидетеля». Но самой известной экранизацией, стала, конечно же, «Приключения жёлтого чемоданчика» 1970 года. Фильм получил три престижных премии на международных фестивалях, в том числе – серебряную медаль «Венецианской биеннале».

Софья Леонидовна Прокофьева – лауреат ряда международных премий, среди них – японская премия Кодаи за сказку «Не буду просить прощения» как лучшей книге года, Почётный диплом Международного Совета по детской книге за книгу «Глазастик и ключ-невидимка». Её произведения переведены на двадцать с лишним языков по всему миру и по-прежнему переиздаются.

На данный момент Софья Леонидовна проживает в Москве.







15 мая – 170 лет со дня рождения художника и иллюстратора Виктора Михайловича Васнецова.


Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяп Вятской губернии. Образование получил последовательно в духовном училище и в духовной семинарии. Особенно Виктор на занятиях отличился в рисовании. Это не осталось без внимания, и отец благословил его покинуть семинарию для продолжения учёбы в Петербурге.

Переехав в Петербург, художник сначала учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и зарабатывал на жизнь, работая картографом. В 1868 году поступил в Академию художеств. Здесь Виктор впервые стал пробовать себя в живописи масляными красками (до этого он занимался исключительно графикой и иллюстрациями). Вскоре некоторые студенческие работы Васнецова уже получили успех и экспонировались в различных галереях, в том числе в самой академии. В 1873 году одну из его картин, «Рабочие с тачками», приобрёл Павел Третьяков для своей знаменитой галереи.

По окончании учёбы Виктор Михайлович путешествовал по Европе, был в Париже, Италии, постоянно участвовал в выставках художников-передвижников. Вернувшись в Россию, он поселился в Москве. Здесь художник отошёл от бытовых сюжетов картин в сторону фольклорной и исторической тематики, написав самые узнаваемые свои полотна: «Алёнушка» (1881 год), «Витязь на распутье» (1882 год), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889 год), «Три богатыря» (1898 год) и многие другие.

В 1893 году Васнецов получил звание профессора живописи и стал действительным членом Академии художеств.

Помимо создания картин, Виктор Михайлович занимался проектировкой различных архитектурных сооружений – особняка мецената Ивана Цветкова, пристройки к зданию Третьяковской галереи, московского собора Святого Александра Невского. Иллюстрировал книги, в том числе – «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина и «Снегурочку» А.Н. Островского. С возрастом художник всё больше тяготел к религиозной тематике – по всей видимости, проявилось влияние, оказанное на него в детстве. Сохранились образцы сделанной Васнецовым настенной росписи в храмах. Не прекращалась и его работа над картинами на сказочные сюжеты – из произведений, созданных уже после революции 1917 года, стоит упомянуть полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и «Кощей Бессмертный».

Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года.

В России памяти художника посвящены целых четыре музея: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. Его творчество оказало огромное влияние на весь двадцатый и двадцать первый век. Картины Васнецова являются настоящим символом «русской старины», став объектом многочисленных отсылок, заимствований и подражаний; без них (и особенно без «Трёх богатырей» и «Витязя на распутье») представить современную визуальную культуру в России попросту невозможно.







19 мая – 130 лет со дня рождения художника-иллюстратора Владимира Михайловича Конашевича.


Владимир Михайлович Конашевич родился 19 мая 1888 года в Новочеркасске. Пока он был маленьким, семья часто переезжала, поэтому первое училище он оканчивал в Чернигове, там же брал частные уроки живописи у местных художников. Помимо этого, будущий художник играл на скрипке и увлекался математикой.

В 1908 году Владимир поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектора, однако вскоре ещё раз всё взвесил и перевёлся на отделение живописи.

Переехав в 1915 году в Петроград, Конашевич зарабатывал различными декоративными и реставрационными работами – расписывал Юсуповский дворец, участвовал в восстановлении Павловского дворца-музея.

Иллюстрировать детские книги Владимир Михайлович стал по чистой случайности: в 1918 году его семья отправилась в гости к родственникам на Урал и из-за Гражданской войны долгое время не могла вернуться – пути обратно оказались отрезаны армией Колчака. Тем не менее, корреспонденция доходила. Художник писал своей жене письма, а дочке, не умевшей читать, отправлял по страницам самодельную азбуку, по букве на письмо. Чуть позднее эта «Азбука в картинках» и стала его первой изданной книгой. В том же 1918 году Конашевич проиллюстрировал ещё один букварь – «Розовую азбуку» Евгении Соловьёвой.

Владимир Михайлович долгое время иллюстрировал произведения классической литературы: И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.А. Фета. От книге к книге графический стиль Конашевича менялся, он всё ещё находился в поиске своего собственного. Параллельно с этим художник составлял путеводитель по Павловску, преподавал в Академии Художеств, а с 1921 года руководил литографской мастерской. Серия созданных им литографий «Павловский парк» в 1927 году получила почётный диплом на международной выставке декоративных искусств.

В 1922 году вышли несколько сказок Шарля Перро, иллюстрированные Конашевичем, и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. С этого времени художник всё больше посвящал себя иллюстрированию именно детских книг. Познакомился с Самуилом Маршаком и Корнеем Чуковским, оформил множество их произведений (у Маршака с его рисунками изданы «Сказка о глупом мышонке», «Три зверолова», «Пожар»; у Чуковского – «Путаница», Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон» и т.д.). Активно сотрудничал с рядом детских журналов – «Северным сиянием», «Весёлыми картинками», «Мурзилкой»… Кроме того, Владимир Михайлович продолжал преподавать и защитил докторскую диссертацию по искусствоведению.

Советская идеологическая пресса относилась к нему неоднозначно. Его яркий индивидуальный стиль, не похожий на массовую плакатную живопись того времени, раздражал критиков. Поэтому нередко в его адрес звучали обвинения в формализме. На критику Конашевич просто не обращал внимания и продолжал свою плодотворную деятельность.

Великая Отечественная война застала художника в Ленинграде, где он вместе с его жителями пережил блокаду. После войны отношение к Владимиру Михайловичу в прессе изменилось, нападки прекратились. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в дальнейшем многие его работы были удостоены различных наград как внутри страны, так и за её пределами. За оформление книг «Плывёт, плывёт кораблик» и «Сказки старого Сюня» Конашевич получил серебряную медаль Международной выставки книжного искусства в Лейпциге.

Умер Владимир Михайлович Конашевич 27 февраля 1963 года.