1 апреля – 90 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, литературоведа Валентина Дмитриевича Берестова.

Валентин Дмитриевич Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовск Калужской губернии. Отец его был учителем, он же и научил мальчика читать – ещё в четырёхлетнем возрасте (для тех времён это было довольно рано). Вскоре юный Валя уже написал свои первые стихи.

Во время Великой Отечественной войны его семья эвакуировалась в Ташкент. Тут юный Берестов познакомился с Анной Ахматовой и Корнеем Чуковским. Последний высоко оценил показанные ему черновики стихотворений и стал для Валентина своеобразным наставником, делясь с ним творческими советами и хорошей литературой.

Когда война закончилась, Берестов поступил в МГУ на исторический факультет, а после на аспирантуру Института этнографии. Археология всерьёз увлекла его. Валентин Дмитриевич участвовал в нескольких экспедициях, был на раскопках в Новгороде и Хорезме. Опыт этих лет позднее нашёл отражение и в его творчестве – в повестях «Меч в золотых ножнах» и «Приключений не будет». Но, несмотря на высокую занятость, литературного творчества Берестов никогда не оставлял. Ещё в 1946 году в журнале «Юность» писатель впервые опубликовал свои стихи, а первые его поэтические сборники «Отплытие» и «Про машину» вышли в 1957 году. Затем издали и другие сборники его стихов и сказок – «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка», «Определение счастья», «Пятая нога» и другие. Сам Берестов никогда не определял себя как исключительно детского писателя, но прославился он в первую очередь произведениями, написанными для детей.

Валентин Дмитриевич известен и как литературовед. Его работы, посвящённые творчеству Пушкина, нашли повсеместное признание в пушкинистике; не менее основательны другие его исследования – о Дале, Блоке, Мандельштаме, Пастернаке и т.д. В середине шестидесятых писатель совместно с Корнеем Чуковским занимался крупным проектом – сборником пересказов библейских мифов для детей. Несколько глав этой книги написал сам Берестов. Цензура тогда запретила издание к печати, но значительно позднее, в 2001 году сборник всё-таки вышел.

Писатель оказался неудобен советской власти своим поведением, и вскоре за поддержку коллективного письма в защиту преследуемых писателей-диссидентов Валентин Дмитриевич был исключён из Союза Писателей СССР. Но это Берестову только пошло на пользу: он освободился от обязанности присутствовать на множестве бессмысленных заседаний и отвечать на бесконечные прошения молодых авторов о принятии их в Союз.

Ближе к концу жизни Берестов стал выступать на радио совместно с Эдуардом Успенским в передаче «В нашу гавань заходили корабли», где под гитару пел песни на свои и чужие стихи разных лет. В эти же годы вместе со своей женой он готовил краткое издание толкового словаря В.И. Даля (увидевшее свет в 2001 году), писал мемуары о своих знаменитых друзьях – Анне Ахматовой, Корнее Чуковском.

Умер Валентин Дмитриевич Берестов 15 апреля 1998 года.

После себя писатель оставил несколько литературных исследований, два десятка книг для детей, свежо читаемые и сейчас, и, конечно, светлые воспоминания о себе как личности у всех тех, кто его знал.






1 апреля – 145 лет со дня рождения русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова


Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в родовом имении Новгородской губернии в семье музыкантов. Интерес к музыке у Серёжи обнаружился с самого детства, и было решено учить его игре на фортепиано. Первые уроки давала лично мать композитора. В 1882 году Рахманинов поступил в Петербургскую консерваторию, но учёба здесь шла не слишком успешно – мальчик часто прогуливал занятия. Поэтому в 1985 году родители перевели его в Московскую консерваторию, где будущий композитор вынужден был жить в пансионе со строгим распорядком дня. Здесь успеваемость пошла в гору, но через четыре года Сергей покинул и это место, из-за личного конфликта с управляющим пансиона. Тем не менее, Рахманинов доучился и в 1893 году выпустился с золотой медалью.

В студенческие годы композитор уже создал свой Первый фортепианный концерт, ряд романсов, музыкальных пьес и стал в некоторой степени известен. Его дипломная опера «Алеко» по мотивам произведения «Цыганы» А.С. Пушкина была поставлена в Большом театре.

После консерватории Сергей Васильевич некоторое время преподавал и давал частные уроки, чтобы заработать себе на жизнь. Первая попытка выхода в широкий свет закончилась для него провалом: 15 марта 1897 года в Петербурге состоялась премьера Первой симфонии, которую публика не приняла из-за чрезмерного новаторства. Шквал критики настолько огорчил молодого композитора, что целых три года после этого Рахманинов практически ничего не сочинял.

Со временем преодолев творческий кризис, композитор написал свой Второй фортепианный концерт и пришёл на место дирижёра в Большой театр в Москве. Но такая должность мешала сочинительству, и спустя два года Рахманинов оставил его и некоторое время путешествовал по Европе и Америке с концертами. Нередки были его концерты и на родине, в Москве.

Революцию 1917 года Сергей Васильевич не принял и эмигрировал из России вместе с семьёй сначала в Данию, а через год – в США. Здесь музыкант выступал с многочисленными концертами, укреплявшими его растущую славу. А вот не творил Рахманинов ещё почти десятилетие – сказывалась сильная тоска по России, в которую он уже просто не мог вернуться. Только после 1926 года появилось несколько новых его произведений, а в 1941 году была закончена оркестровая сюита «Симфонические танцы», которую сам композитор считал лучшим своим творением.

С началом Второй Мировой войны огромную часть своих личных средств Рахманинов пересылал в фонд Советской Армии, хоть и не принимал этого правительства.

Умер Сергей Васильевич Рахманинов 28 марта 1943 года.

Музыка Рахманинова повлияла на всю музыку двадцатого века, начиная от академической оркестровой и заканчивая современными эстрадными исполнителями. Его творчество зачастую определяют, как сплав традиционных композиторских школ с русскими народными традициями песнопений и церковной музыки. Его произведения для фортепиано стали классикой и входят в репертуар всех пианистов мира.






15 апреля – 115 лет со дня рождения русского писателя Фёдора Фёдоровича Кнорре


Фёдор Фёдорович Кнорре родился 15 апреля 1903 года в Санкт-Петербурге. Уже в шестнадцать лет он оказался вовлечён в самую гущу Гражданской войны, добровольно вступив в ряды Красной армии. После войны Кнорре учился в творческой мастерской «Фабрика эксцентричного актёра», через которую прошли многие известные кинематографисты и театральные деятели. Окончив её, Фёдор Фёдорович некоторое время выступал в качестве циркового артиста, успел сняться в эпизодических ролях нескольких фильмов, писал сценки и репризы, всё сильней обнаруживая за собой склонность и талант к литературной деятельности.

В середине двадцатых годов Кнорре устроился работать журналистом в ленинградской газете «Смена», а в 1930 году стал сценаристом и постановщиком в Центральном Театре Рабочей молодёжи в Москве. Из-под его пера вышли пьесы «Московский 10-10», «Встреча в темноте», «Две сестры», постановки которых неизменно пользовались успехом. В 1931 году Гослитиздат издал их в виде отдельных книжек – в сущности, это и был литературный дебют писателя.

Свой первый рассказ «Неизвестный товарищ», не связанный с театральной деятельностью, Фёдор Фёдорович смог опубликовать в 1938 году. В дальнейшем его рассказы и повести печатались во многих литературных журналах – «Знамя», «Огонёк», «Юность», «Наш современник», «Новый мир» и других, а также издавались как самостоятельные книги-сборники: «Твоя большая судьба» (1948), «Рассказы» (1953), «Родная кровь» (1964), «Шорох сухих листьев» (1969), «Каменный венок» (1973). Специализировался Кнорре на произведениях короткого и среднего жанра. Единственный его роман, «Навсегда», увидел свет в 1960 году и был посвящён партизанскому движению Литвы во время Великой Отечественной войны.

Среди книг Фёдора Фёдоровича – немало произведений и для детей. Это и полная приключений повесть-сказка «Капитан Крокус», и заставляющая задумываться над сложными вопросами повесть-сказка «Бумажные книги Лали», и по-новому использующая всем знакомый сюжет о рыцаре и драконе «Рыцарская сказка», и многие-многие другие.

Большой вклад Кнорре внёс в развитие киноискусства. На протяжении всей жизни Фёдор Фёдорович периодически работал над сценариями фильмов; среди них – «Истребители» (1939), «Однажды ночью» (1944), «Родная кровь» (1963), «Солёный пёс» (1973) и другие, а в 1958 году во время съёмок фильма «После шторма» был одним из его сорежиссёров.

Умер Фёдор Фёдорович Кнорре 22 мая 1987 года.

Многие произведения писателя переведены на иностранные языки: английский, болгарский, польский, немецкий, французский и бенгальский. Кроме того, его рассказы дважды экранизировали: в первый раз ещё до Великой Отечественной войны, в 1933 году (фильм «Случай на полустанке»), а в 1991 году был снят второй фильм – «Капитан Крокус и тайна маленьких заговорщиков».






24 апреля – 110 лет со дня рождения русской писательницы Веры Васильевны Чаплиной


Вера Васильевна Чаплина родилась 24 апреля 1908 года в Москве. Во время беспорядков революции 1917 года Вера потерялась и несколько лет прожила в ташкентском детском доме как сирота. Уже там проявилась её безграничная любовь к животным – она умудрялась заводить питомцев там, где это было запрещено, хотя ей за это периодически попадало от воспитателей. Мать смогла отыскать её и забрать домой только через несколько лет, в 1923 году.

Вера поступила в кружок юных биологов и ходила в зоопарк практически как на работу, наблюдая и ухаживая за животными в неволе. В 1933 году она проявила себя как новатор: по её инициативе в Московском зоопарке была открыта новая уникальная экспозиция – площадка молодняка, где зрители могли видеть не взрослых животных, а их детёнышей. Площадка пользовалась огромным успехом посетителей. По её примеру подобные экспозиции позднее стали организовывать и в других зоопарках страны.

В это же время Чаплина стала публиковать в журнале «Юный натуралист» свои первые рассказы. К 1935 году они составили полноценную книгу под названием «Малыши с зелёной площадки». Через два года вышла вторая книга – «Мои воспитанники», которая и принесла ей славу среди широкого круга читателей. Вошедшие в неё рассказы «Арго», «Лоська», «Тюлька» и «Кинули» до сих пор считаются одними из лучших в её творчестве. А рассказ «Кинули» о львице, воспитанной в городской квартире, вызвал среди читателей такой отклик, что Московский зоопарк был буквально завален письмами от детей и взрослых. О Вере Васильевне и её питомцах писали даже в иностранной прессе, а в 1939 году её книга была переиздана в Лондоне на английском языке.

Чаплина в 1938 году принимала участие в первой студийной записи Московского телецентра, которая состоялась 4 апреля. С собой прямо в студию писательница тогда привезла сову, белку, волка и собаку динго. Животные, выдрессированные лично Верой Васильевной, участвовали в съёмках многих игровых и документальных фильмов того времени. В мае 1941 года ей как «лучшей ударнице Московского зоопарка» объявили благодарность.

Во время Великой Отечественной войны Чаплина вместе с особо ценными животными эвакуировали из Москвы в Свердловск. Время было очень тяжёлое: еды едва хватало как для животных, так зачастую и для самих сотрудников зоопарка. Но она справилась и сберегла зверей. В марте 1944 года Веру Васильевну наградили нагрудным знаком «Отличник городского хозяйства Москвы».

Более двадцати лет проработав в Московском зоопарке, в 1946 году писательница полностью погрузилась в литературную деятельность, издав в последующие годы ещё около десятка книг: «Четвероногие друзья» (1947), «В Беловежской пуще» (1949), «Питомцы зоопарка» (1955), «Случайные встречи» (1976) и другие. В 1950 году Веру Васильевну приняли в Союз писателей СССР.

Помимо этого, Чаплина занималась мультипликацией. В соавторстве с Георгием Скребицким она написала сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» и «В лесной чаще».

Умерла Вера Васильевна Чаплина 19 декабря 1994 года.

Безграничная любовь писательницы к людям и животным сделала её знаменитой далеко за пределами СССР. Книги Чаплиной переводили на английский, немецкий, японский, французский, арабский, хинди, испанский – в общей сложности на сорок языков в более чем ста тридцати изданиях. И, несмотря на то, что первые её книги выходили ещё в тридцатые годы прошлого века, они переиздаются и продолжают пользоваться популярностью среди всех любителей прозы о животных и не только.