13 марта – 105 лет со дня рождения русского писателя и поэта Сергея Владимировича Михалкова.


Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Детство прошло в Подмосковье, в сельской местности. До школы было далеко и сложно добираться, и до четвёртого класса Сергей получал образование на дому. Писать стихотворения начал с девяти лет. Одно из них его отец показал известному в те времена поэту Александру Безыменскому, и он уже тогда заметил у мальчика намечающийся литературный талант, посоветовав всячески его развивать. В 1927 году семья на время переехала в Пятигорск. Здесь, в местом журнале «На подъёме», Михалков впервые напечатался со стихотворением «Дорога».

После школы Сергей Владимирович вернулся в Москву. В разное время успел поработать и на ткацкой фабрике, и в экспедиции геологов. Но настоящей его целью была литература. Отдельные его стихотворения печатались в журналах «Огонёк», «Пионер», в газетах «Комсомольская правда», «Известия». У «Известий» с 1933 года Михалков даже был внештатным сотрудником. Вскоре удалось издать и первый самостоятельный сборник. Но славу ему принёс не он, а вышедшая в 1935 году поэма «Дядя Стёпа». Её персонаж, добродушный парень невероятно высокого роста, всегда готовый прийти на помощь, мгновенно полюбился советскому читателю. На этом фоне люди открыли для себя и другие стихи Михалкова. Слава быстро стала всесоюзной. Его произведения звучали со сцен театров, клубов, по радио.

В 1937 году Сергей Владимирович окончил Литературный институт и стал членом Союза писателей СССР, а в 1939 году в награду за своё творчество получил орден Ленина.

Во время Великой Отечественной войны Михалков работал военным корреспондентом, разработал сценарии двух фильмов о войне – «Фронтовые подруги» и «Бой под Соколом». Тогда же, в 1943 году совместно с Георгием Эль-Регистаном он написал текст Государственного гимна СССР, который являлся главной песней страны всё время существования Советского союза.

После войны Сергей Владимирович всерьёз увлёкся басней, создав около двухсот образцов этого жанра. В 1962 году он стал основателем и главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль». Помимо этого, по его сценариям были сняты мультфильмы «Здесь не кусаются» (1937), «Дядя Стёпа – милиционер» (1964), «Как старик корову продавал» (1980), и другие, всего более тридцати. Активно Михалков выступал и в роли драматурга, наиболее известны его пьесы для детей «Особое задание», «Я хочу домой», «Сомбреро».

С шестидесятых годов Сергей Владимирович активно занялся общественной деятельностью: стал депутатом Верховного Совета СССР, а также Секретарём правления Союза писателей СССР. Входил в состав комиссий по ряду премий в области литературы и искусства. И при этом продолжал писать. Так, в 1971 году вышла повесть-сказка «Праздник Непослушания», название которой стало своеобразным афоризмом среди читателей.

После распада Советского союза Михалков вошёл в комиссию по созданию гимна Российской Федерации. В итоге в 2001 году вновь был принят его вариант текста, который и исполняется сейчас на всех государственных праздниках.

Умер Сергей Владимирович Михалков 27 августа 2009 года.

Творчество Михалкова отмечено огромным количеством наград. Суммарный тираж его книг – свыше трёхсот миллионов экземпляров. Некоторые его стихотворения («Дядя Стёпа» или «А что у вас?») разошлись на цитаты и стали составной частью русской речи. Также в 2008 году был учреждён Международный конкурс имени Сергея Михалкова, раз в два года награждающий лучшие художественные произведения для подростков и дающий возможность напечататься молодым современным авторам.






16 марта – 115 лет со дня рождения русской писательницы и переводчицы Тамары Григорьевны Габбе.


Тамара Григорьевна Габбе родилась 16 марта 1903 года в Санкт-Петербурге. Однако вскоре после рождения её родители переехали в Финляндию, где и прошла большая часть её детства. Финского языка она не знала, и нехватку живого общения Тамара восполняла книгами. Лет до пятнадцати девочка писала стихи, но потом запретила самой себе их сочинять за подражательность и вернулась к поэзии только в зрелом возрасте.

В 1924 году, когда семья переехала в Выборг, Габбе поступила на литературный факультет в Ленинградский институт истории искусств. Успешно его окончив, некоторое время работала в школе учителем, а затем стала редактором детского отдела Госиздата, во главе которого стоял Самуил Яковлевич Маршак. Здесь благодаря её работе было издано множество замечательных книг для детей русских и зарубежных авторов. Детский перевод многих иностранных книг был сделан лично Габбе: это и «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, и «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, и сказки Шарля Перро и многие другие. Говорят, что Маршак ценил редакторское мастерство Тамары Григорьевны настолько, что не публиковал ни строчки без её одобрения.

Ленинградская редакция Детиздата по каким-то причинам вызвала серьёзные опасения у советской власти, в 1937 году она была распущена, а сотрудники уволены или арестованы. Габбе не избежала этой участи и целый год провела в заключении без каких-либо конкретных обвинений.

Великая Отечественная война застала Тамару Григорьевну в Ленинграде. Вместе с остальными жителями ей довелось пережить все ужасы и тяготы блокадной зимы 1941 года. В 1942 году Габбе удалось покинуть осаждённый город; после этого она поселилась в Москве. Здесь Тамара Григорьевна стала работать над своими первыми пьесами. «Город мастеров» был успешно поставлен во многих театрах, а в 1946 году спектакль удостоился Сталинской премии второй степени. Другие известные её пьесы – «Авдотья Рязаночка», «Хрустальный башмачок», «Оловянные кольца», «Сказка про солдата и змею».

Кроме драматургии и редакторского дела, Габбе занималась фольклористикой. На основе её работ и исследований уже после смерти были выпущены две книги: сборник «По дорогам сказки» (1962 год, в соавторстве с Александрой Любарской) и «Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи» (1966 год). А в 1957 году по подготовленному Габбе сценарию был снят мультфильм «Исполнение желаний».

Умерла Тамара Григорьевна Габбе 2 марта 1960 года.

Тамара Григорьевна внесла большой вклад в развитие русской детской литературы первой половины двадцатого века. Благодаря её «закулисному» труду редактора, корректора, переводчика было подготовлено издание множества книг. Не менее важно её драматургическое наследие. Спектакли по пьесам Габбе ставят до сих пор, а некоторые из них были экранизированы (фильм 1965 года «Город мастеров», фильм 1977 года «Кольца Альманзора», фильм 1983 года «Оловянные кольца»).






16 марта – 95 лет со дня рождения русского писателя Валерия Владимировича Медведева.


Валерий Владимирович Медведев (по рождению – Валерий Иванович Маринин) родился 16 марта 1923 года в городе Ишим Тюменской области. В двенадцать его семья переехала в Челябинск. Мальчик с детства интересовался искусством, занимался рисованием, лепкой, хореографией, театром. Тогда же стал писать небольшие юмористические рассказы и стихи. В 1937 году Валерий лишился родителей – НКВД был расстрелян отец и арестована мать, а он вместе с двумя братьями оказался в детском доме. Друг семьи, актёр Челябинского драматического театра усыновил будущего писателя и дал ему свои отчество и фамилию – Медведев. Он же многому его научил, и к концу тридцатых Валерий Медведев уже стал играть небольшие роли на сцене Челябинского драматического театра.

В 1940 году Валерий Владимирович поступил на режиссёрский факультет в ГИТИС, но началась Великая Отечественная война. Медведев тоже отправился на фронт. Его актёрское мастерство оказалось нужнее: он служил сначала в Забайкальском военном округе в армейском ансамбле песни и пляски, а после был направлен в Алма-Ату для съёмок в фильмах «Парень из нашего города» (1942 год) и «Она защищает Родину» (1943 год).

После войны Медведев продолжил обучение в ГИТИС; играл в театральных постановках, сочинял для Аркадия Райкина комические монологи, песни для артистов эстрады (в том числе – для Леонида Утёсова и Клавдии Шульженко), сам пробовал выступать на сцене, играя на банджо. Уже признанный в театральной среде, в 1957 году неожиданно для всех Валерий Владимирович опубликовал в журнале «Мурзилка» свою сказку «Голоса». Медведев понял, что в театре не может реализовать весь свой творческий потенциал. То, что не получалось на сцене, вышло на бумаге. Литература стала для него новым призванием.

В 1960 году вышла его самостоятельная книга, «Гусёнок третьего сорта», положительно принятая читателями. Но настоящая слава пришла через два года, когда была опубликована повесть-сказка «Баранкин, будь человеком!». Всего за шесть лет общий тираж переизданий достиг миллиона экземпляров. Фантастические превращения в птиц и насекомых двух обычных школьников – Юры Баранкина и Кости Малинина – были переведены на 27 языков, по мотивам книги были созданы оперетта и балет, а в 1963 году – одноимённый мультфильм. Позднее, в 1980 году повесть была удостоена диплома Международного конкурса имени Х.К. Андерсена.

У знаменитой книги вышло два продолжения: в 1977 году «Сверхприключения сверхкосмонавта», а в 1989 году – «И снова этот Баранкин, или Великая погоня». Всего Медведев написал более тридцати книг, из них наиболее известны «Капитан Соври-голова», «Флейта для чемпиона», «Приключения солнечных зайчиков», «Звонок на перемену» и другие.

Умер Валерий Владимирович Медведев 16 февраля 1997 года.

Книги Валерия Владимировича пронизаны юмором, но при этом ставят читателя перед серьёзными вопросами. Что в жизни главнее? Что значит – быть человеком? Как определиться с выбором жизненного пути? Смеясь, он не высмеивает, а предлагает читателю найти ответы вместе с героями своих книг. Его произведения продолжают читать и сейчас, а призыв «Баранкин, будь человеком!» одинаково знаком и близок как старшему поколению, так и современным детям.








28 марта – 150 лет со дня рождения русского писателя Максима Горького.


Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Алексей рано осиротел, воспитывался своим бабушкой и дедом. Дед научил его церковной грамоте, а бабушка пробудила интерес к народному творчеству – сказкам, песням. Два года учился в Нижегородском приходском училище, но из-за постоянных конфликтов с одноклассниками бросил его и образования так и не получил. Этот факт позднее отразился на его дальнейшей жизни – даже в тридцать лет, будучи уже знаменитым, он писал с большим количеством ошибок, которые ещё долго выправляла его жена.

С 11 лет зарабатывал на жизнь самостоятельно – подрабатывал грузчиком при магазине, пекарем; доходило даже до бродяжничества. В 1884 году будущий писатель приехал в Казань, чтобы поступить в университет, но из-за отсутствия среднего образования его не приняли. В итоге Алексей Максимович ограничился самообразованием: очень много читал, общался со студентами. Из-за них же он увлёкся революционными идеями, участвовал в сходках и даже несколько раз был арестован полицией.

С 1888 года по 1892 год Пешков странствовал по южным регионам России, побывал в Астрахани, в Крыму и на Кавказе. Зарабатывал, чем придётся. Время от времени писал стихи и прозу. Как позднее оказалось – очень хорошо писал.

По совету друзей Алексей Максимович стал записывать случившиеся с ним или услышанные от других истории. 12 сентября 1892 года один из этих рассказов – «Макар Чудра» - удалось напечатать в газете «Кавказ». Тогда же родился и псевдоним, Максим Горький, ставший на долгие годы вторым именем писателя. Рассказ о жизни цыган сразу полюбился читателям. Благосклонно публикой были приняты и другие его произведения, отличавшиеся яркостью и самобытностью, пропитанные реальным жизненным опытом самого Горького. В 1898 году вышел его двухтомник «Очерки и рассказы». К этому моменту Максим Горький был уже известен повсюду, а не только в узких литературных кругах. Его произведения – рассказ «Челкаш», пьеса «На дне», романы «Мать», «Фома Гордеев» – раскрывали социальные и общественные проблемы современной России. Но этим его творчество не ограничивалось. Горький создал и ряд произведений для детей: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Сказки об Италии». В автобиографической трилогии «Детство», «В людях» и «Мои университеты» писатель рассказывал о своих собственных нелёгких годах взросления. А «Песня о буревестнике» стала негласным гимном всех революционеров. За это Горький подвергался арестам и гонениям со стороны царской власти и вынужден был временно уехать за границу.

Вернулся в Россию Максим Горький в 1913 году. Поначалу он активно поддерживал большевиков, но после свершившейся революции 1917 года высказал мнение, что это было сделано «слишком рано», и страну к таким переменам всего уклада жизни нужно было подводить более плавно. Тем не менее, писатель активно помогал советской власти в борьбе с последствиями революции – массовым голодом и детской беспризорностью. Почти всем ему обязаны и литераторы того времени: благодаря Максиму Горькому был организован Союз писателей СССР, позволивший художникам пера зарабатывать себе на жизнь в новых реалиях. А ещё до этого писатель возглавлял три крупных книжных издательства – «Знание», «Парус» и «Всемирная литература». Горький стал знаковой фигурой своего времени. К нему обращались за помощью и советом, а писатели, попавшие в опалу советской власти, за защитой. Им же был открыт первый русский Литературный институт, позднее названный его именем.

Почти все двадцатые годы Максим Горький вновь провёл, путешествуя по Европе, пытаясь поправить пошатнувшееся здоровье. Он окончательно вернулся в СССР в октябре 1932 года и продолжал активно участвовать в общественной и литературной жизни. Особого расцвета достигла его драматургия: пьесы Горького активно ставились в советских театрах, издавались и переиздавались в печатном варианте.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года.

Он был титанической фигурой своего времени. Его литературное наследие – десятки рассказов, пьес, несколько романов. По их мотивам Горького не раз ставились театральные постановки, снимались фильмы и мультфильмы. А некоторые из его произведений (например, легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль») уже давно стали неотъемлемой частью школьной программы по литературе.