4 февраля – 145 лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Пришвина.


Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении Хрущёво в Липецкой области. Но из-за финансовых проблем имение вскоре пришлось заложить. Поэтому Михаил с девяти лет пошёл в обычную деревенскую школу. Через год был переведён в Елецкую классическую гимназию, где учился плохо, конфликтовал с учителями, за шесть лет окончил три класса, а из четвёртого был отчислен. Позднее Пришвин переехал жить к своему дяде-купцу из Тюмени и там вполне успешно окончил Александровское реальное училище. Продолжил образование в Риге. Здесь Михаил Михайлович увлёкся революционными идеями, и в 1897 году была арестован за участие в студенческом марксистском кружке. В течение года Пришвин отбывал наказание в одиночной камере тюрьмы в городке Митава. После этих событий он дал себе слово никогда больше не заниматься политикой.

Судимость не давала ему продолжить образование в России, и будущий писатель временно уехал за границу. В 1902 году Пришвин получил диплом инженера-землеустроителя в Лейпцигском университете и вернулся на родину. Работал агрономом, написал несколько статей и книг по сельскому хозяйству, в том числе – «Картофель в огородной и полевой культуре». Во многом благодаря этой статье в России эта сельскохозяйственная культура получила такое распространение.

Несмотря на успехи в работе, Пришвин чувствовал себя не на своём месте. В конце концов, он бросил сельское хозяйство и отправился в Санкт-Петербург. Здесь Михаил Михайлович стал сотрудничать с различными газетами в качестве внештатного корреспондента, первое время фактически нищенствовал. Постепенно в печать пробились и его художественные рассказы; первым опубликованным стал рассказ «Сашок».

В этот же период Пришвин сдружился с группой этнографов-фольклористов, проникся их идеями и в 1906 году отправился в путешествие. Несколько месяцев он провёл на Поморье, собирая и записывая местный фольклор, побывал в Архангельске, на Белом море и Соловецких островах, ходил на рыбацком судне по Северному Ледовитому океану и даже доплывал до Норвегии. Собранный им материал вошёл в сборник «Северные сказки» этнографа Николая Ончукова. Путешествие сыграло большую роль и в собственном творчестве Михаила Михайловича: на основе полученных впечатлений была написана книга «В краю непуганых птиц», получившая высокую оценку в литературных кругах. Русское географическое общество наградило писателя серебряной медалью. Пришвин приобрёл известность, лично познакомился и сдружился с Дмитрием Мережковским, Алексеем Толстым, Максимом Горьким.

В 1907 году – новое путешествие в северный край и новая книга: «За волшебным колобком». В ней автор уделил больше внимания не природе, а быту и речи северян.

Тяга к странствиям не оставляла писателя, и к 1908 году Пришвин отправился в Заволжье, а после – в Крым и Казахстан. Результатом этих путешествий стала повесть «У стен града невидимого», в которой Михаил Михайлович исследовал жизнь старообрядцев. После Пришвин продолжал странствовать, проживая то здесь, то там в разных сёлах и деревнях под Новгородом и Смоленском, изредка появляясь в литературных кругах северной столицы. Сблизившись с символистами, он вступил в Санкт-Петербургское религиозно-философское общество. В двадцатые годы при содействии Максима Горького вышло первое собрание сочинений Михаила Пришвина в трёх томах.

В Первую мировую войну писатель работал в качестве военного корреспондента.

К революции у писателя было противоречивое отношение. Признавая необходимость перемен, он не мог принять тех жертв, которые за ними следовали. Осенью 1917 года Михаил Михайлович стал членом редакции газеты «Воля народа», выступавшей на стороне эсеров. Поэтому в январе 1918 года его арестовали по подозрениям в антибольшевистской агитации на пятнадцать суток. Избегая повторных арестов, Пришвин покинул Петербург (именуемый теперь Петроградом) и жил в сельской местности, где учительствовал в школах.

Написанная Пришвиным в 1922 году полуавтобиографическая повесть «Мирская чаша» была оценена Львом Троцким с художественной стороны, но запрещена к печати им же по причине «контрреволюционности». Из-за этого же не был напечатан роман-сказка «Осударева дорога», посвящённый строительству Беломорканала. В печать попадали другие произведения писателя – о природе. Так, в 1933 году вышла повесть «Жень-шень», в 1935 году – книга «Календарь природы», а в 1945 году – прославившая его сказка-быль «Кладовая солнца», позднее вошедшая в школьные учебники.

В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором и проживал в периоды, не занятые путешествиями. В основном же Михаил Михайлович продолжал ездить по стране на своём личном фургоне, который ласково называл «Машенька». Каждое путешествие становилось источником новых рассказов, очерков, романов. Пришвина вполне заслужено прозвали «певцом русской природы». Отдельно стоит упомянуть, что писатель помимо прочего увлекался искусством фотографии. К каждому его очерку есть фотографические свидетельства. В архиве Михаила Михайловича сохранилось более двух тысяч негативов.

Умер Михаил Михайлович Пришвин 16 января 1954 года.

По произведениям Пришвина ещё в 1935 году был снят фильм «Хижина старого Лувена» (он не сохранился), а в 1978 году экранизировали его «Кладовую солнца» – фильм вышел под названием «Ветер странствий».





8 февраля – 190 лет со дня рождения французского писателя Жюля Верна.


Жюль Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 года в городе Нант на западе Франции.

Учился Верн на юридическом факультете в Париже, там же уже активно сочинял свои первые рассказы и либретто для местных театров. Некоторые из них были поставлены и имели успех, вдохновив писателя на продолжение творчества. Устроившись в театр секретарём, Верн подрабатывал в журналах, присылая в них статьи на научно-популярные темы. Параллельно с этим он работал над своим первым романом, «Пять недель на воздушном шаре». В 1864 году он был опубликован, став первым в цикле так называемых «Необыкновенных путешествий». Читатели с восторгом приняли начинающего литератора. Им был заключён договор с издателем, по условиям которого Верн обязывался предоставлять два новых романа в год (или один двухтомный роман). Писатель ушёл в творческую деятельность с головой и исправно исполнял свои обязательства. По воспоминаниям его семьи, он трудился над книгами в своём кабинете полноценный рабочий день: с восьми утра до восьми вечера. Его произведения, зачастую повествующие про невероятные события, описывали выдуманные механизмы и явления с научной точки зрения, что даёт повод говорить о том, что Жюль Верн являлся прародителем литературного жанра научной фантастики. Он всегда стремился быть реалистичным и придерживаться фактов. Существует такая легенда, что после выхода в свет «Двадцать тысяч лье под водой» Жюль Верн пытался скупить весь тираж книги только из-за того, что незадолго до этого были изобретены торпеды – а он допустил оплошность и не вооружил ими подводную лодку из романа.

В 1865 году писатель купил небольшую яхту «Сень-Мишель» и обустроил внутри свой личный рабочий кабинет. На её борту был написан роман «Дети капитана Гранта». В дальнейшем Жюль Верн приобрёл ещё две яхты и ходил на них по Средиземному и Балтийскому морю, побывал на берегах большинства стран Европы, доплывал до Алжира; мечтал посетить Санкт-Петербург (ведь в России происходит действие целых девяти его романов) – но разразившийся шторм сорвал планы.

Наибольший успех при жизни имела его книга «Вокруг света за 80 дней», изданная в 1872 году. Уже в двадцатом веке роман не раз экранизировался и пародировался; вышло и множество книг-подражаний. Не менее известны и такие произведения Жюля Верна, как «Путешествие к центру Земли» (1864), «С Земли на Луну» (1865), «Таинственный остров» (1874), «Пятнадцатилетний капитан» (1878) и многие, многие другие.

В 1884 году Жюль Верн совершил своё последнее крупное морское путешествие, во время которой был серьёзно ранен в ногу. О дальнейших странствиях пришлось забыть. В последние свои годы писатель всё настороженней стал относиться к идеям прогресса, понимая, что любое изобретение можно использовать не только во благо, но и во вред. Эти настроения проникали и в его поздние романы. Скорее всего, из-за этого они и менее известны.

Умер Жюль Габриэль Верн 24 марта 1905 года. В его кабинете осталась составленная для работы картотека с двадцатью тысячами тетрадей со сведениями из всех областей науки и искусства.

Всего за свою жизнь писатель написал шестьдесят шесть романов, более двадцати рассказов и эссе, тридцать пьес. В своих произведениях он не раз предсказывал появление в будущем целого ряда изобретений: самолёта, вертолёта, телевидения, аквалангов и т.д. Книги Жюля Верна оказались на редкость кинематографичны: к настоящему моменту выпущено более двухсот различных фильмов и мультфильмов по их мотивам.




9 февраля – 190 лет со дня рождения русского писателя, переводчика и сценариста Юрия Иосифовича Коваля.


Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 года в Москве. Его детство пришлось на трудные военные годы. Маленький Юра тяжело переболел, но всё-таки остался жив. В школу он отправился после окончания войны, в 1945 году. Любовь к сочинительству проявилась у него уже здесь: на уроках он частенько отлынивал от заданий, вместо этого сочиняя вместе с друзьями-одноклассниками стихи.

После школы, в 1955 году Коваль поступил на факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института. В период студенчества в институтской газете «Ленинец» были опубликованы первые его рассказы – «Зайцы» и «Дождь», за них даже присудили премию в размере пятидесяти рублей – довольно приличную сумму по тем временам. Параллельно с дипломом учителя русского языка и литературы Юрий Иосифович получил диплом учителя рисования за дополнительные занятия в художественной студии. Позднее талант в живописи позволил писателю выступить в качестве иллюстратора к собственным книгам.

Коваль около года проработал учителем сельской школы в Татарстане, а после вернулся в Москву, став преподавателем для рабочей молодёжи. Юрий Иосифович уже тогда активно писал, прикрываясь псевдонимом – «Фим и Ам Курилкины». В соавторстве с ним под этим же псевдонимом выступал его друг Леонид Мезинов. Публиковали свои рассказы они в журнале «Детская литература». Первую свою самостоятельную повесть «Сказка о том, как строился дом» писатель издал в 1966 году. В эти же годы были опубликованы два сборника стихотворений: «Станция "Лось"» и «Слоны на Луне». Со временем Коваль оставил преподавательскую деятельность и сосредоточил все свои силы на литературном творчестве, публиковался в «Мурзилке» и других журналах. В 1968 году писатель получил от «Мурзилки» командировку к пограничникам с целью создания цикла стихотворений о границе. Но получилось по-другому: написалась повесть «Алый», закрепившая его славу как прозаика. Юрий Иосифович пытался развивать поднятую тему в последующих рассказах, но сам был недоволен тем, что выходит из-под его пера. Тогда-то он и пришёл к неожиданному выводу – нужно постоянно менять жанры, чтобы избежать застоя. Следующий его сборник рассказов – «Чистый Дор» (1970) был посвящён деревенской теме. Вышедшая следом повесть «Приключения Васи Куролесова» представляла собой пародийный детский детектив; в 1971 году она была удостоена премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу. Коваля приняли в Союз писателей СССР. Так выработанный писателем необычный подход к творчеству себя оправдал.

Юрий Коваль любил путешествовать, иногда месяцами пропадая где-нибудь на Урале и на Русском Севере. Посетив в одном из таких путешествий звероферму, где выращивают песцов, Юрий Иосифович решил написать следующую книгу о приключениях песца, стремящегося на родину. Так появился на свет прославивший его «Недопёсок». Впрочем, при публикации повести не обошлось без бюрократических препон. Цензура увидела в сюжете политический подтекст, призыв к бегству из страны. Повесть запретили печатать. В это же время в опалу попала книга Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Узнав о проблемах друг друга и объединив усилия, два писателя вместе выступили в свою защиту на заседании Комитета по делам печати, отстояв право на публикацию.

В дальнейшем Юрий Иосифович продолжал писать прозу и поэзию для детей, в том числе создал два продолжения «Приключений Васи Куролесова» – повести «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова». В 1975 году по его повести «Недопёсок» вышел одноимённый фильм Юрия Бочарова; песни в нём исполнил сам Юрий Коваль.

Помимо собственно художественных произведений, писатель оставил заметный след в кинематографе своими сценарными работами. По его сценариям были сняты мультфильмы «Дождь», «Тигрёнок на подсолнухе», «Смех и горе у Бела моря» и другие.

Умер Юрий Иосифович Коваль 2 августа 1995 года.

Юрий Коваль не раз удостаивался различных премий. Его повесть «Самая лёгкая в мире лодка» получила Почётный диплом от Международного совета по юношеской и детской книге. От Международного конгресса писателей-фантастов ему вручили премию «Странник». Но самой главной наградой стали, конечно же, читательская любовь и уважение.





15 февраля – 90 лет со дня рождения эстонского писателя Эно Мартиновича Рауда.


Эно Мартинович Рауд родился 15 февраля 1928 года в Тарту (Эстония). Ещё в детстве Рауд напечатал свои первые рассказы в журнале «Детская радость», под псевдонимом «Эно Моховая Борода».

В 1952 году поступил в Тартуский государственный университет на лингвистическое направление. В этом же году Эно устроился на работу в Эстонскую национальную издательскую ассоциацию, но через несколько лет уволился, занявшись литературой. Первые его публикации были поначалу не очень заметны широкой публике. Настоящую славу Рауду принёс цикл сказок для детей дошкольного возраста «Сипсик», рассказывающий про ожившую куклу. Её образ так полюбился эстонскому читателю, что в настоящий момент кукла Сипсик является одним из символов национальной детской литературы.

Известность за пределами страны Эно Рауд получил благодаря книге «Муфта, Полботинка и Моховая Борода», выпущенной в 1972 году и повествующей о похождениях трёх друзей из особого народца – накситраллей (как можно заметить, в образе одного из них – Моховой Бороды – писатель вывел самого себя). Книга пропагандировала идеи бережного отношения к природе. За этой повестью вскоре последовали ещё три книги продолжений (в России их все вместе обычно объединяют в две). Первая книга цикла была вознаграждена Почётным дипломом Международной литературной премии имени Ганса Христиана Андерсена. А в 1984 году по мотивам приключений накситраллей на студии «Таллинфильм» был снят одноимённый мультфильм.

Помимо сказок, Эно Мартинович писал книги и на серьёзные темы. Его отчасти автобиографическая повесть «Огонь в затемнённом городе» посвящена немецкой оккупации Эстонии в период Второй мировой войны, которой он сам стал свидетелем. Другие произведения Рауда, переведённые на русский язык – рассказы «Кинокамера, которая хотела всё знать», «История с летающими тарелками», «Нержавеющая сабля», «Сказки одного лета», а также два сборника стихотворений: «Рыба ходит, колобродит…» и «Тыкволунье». У себя на родине Эно издал пересказ для детей эстонского национального эпоса «Калевипоэг», выступал в качестве сценариста к мультфильмам.

Умер Эно Мартинович Рауд 9 июля 1996 года.

Заслуженный писатель Эстонской ССР, Рауд за свою жизнь написал около пятидесяти книг. Самые популярные из них были переведены на тридцать языков и изданы в других странах.





26 февраля – 55 лет со дня рождения русской писательницы Илги Понорницкой (Евгении Владимировны Басовой).


Илга Понорницкая (настоящее имя – Евгения Владимировна Басова) родилась 26 февраля 1963 года в Красноярске. Семья часто переезжала. Часть детства Евгения провела на Украине. Отсюда возник и её псевдоним: Понорница – название села, в котором она выросла. Уже в эти годы писала стихи и рассказы; а стать мечтала то путешественницей, то зоологом, то художником.

Окончив школу с отличием, Илга поступила в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова на факультет журналистики. После выпуска писательница некоторое время жила и работала по специальности в Магадане. Зарплаты журналиста не хватало. Поэтому Понорницкая успела попробовать и освоить множество других профессий: побывала и лаборанткой в литейном цехе, и санитаркой, и служительницей собачьего приюта, и художником-оформителем, и репетитором. В конце концов, писательница устроилась в газету республиканского объединения профсоюзов Чувашии «Время», где в настоящее время занимает должность главного редактора.

Первая публикация её произведения пришлась ещё на 1982 год – рассказ «Черновик» в журнале «Семья и школа». Но долгое время её литературное творчество почти не выходило за узкий круг друзей и знакомых. Первый собственный сборник рассказов, «Внутри что-то есть», Понорницкой удалось опубликовать в 2002 году. Книга была выпущена на средства, собранные поклонниками её творчества. С этого момента дела пошли в гору, её творчество заметили и различные издательства.

В 2009 году за книгу «Наша Земля – дышит» Понорницкая получила Малую премию Национальной детской литературной премии «Заветная мечта», а также премию Международного конкурса детской и юношеской литературы имени Алексея Николаевича Толстого – за цикл повестей о современных детях.

Илга трижды выходила в финал конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру»: в 2011 году с книгой «Сто лет, или Цепочка из рукопожатий», в 2013 году – со сборником «Дом людей и зверей», в 2014 году – с повестью «Открытые окна» (вошедшей в книгу «Уезжающие и остающиеся», изданной под настоящим именем – Евгения Басова).

В настоящее время Илга Понорницкая – член Союза писателей Чувашской республики, Союза писателей России, Товарищества детских и юношеских писателей России. Живёт в Чебоксарах.