14 декабря – День Наума-Грамотника
День Наума-Грамотника – православный праздник, отмечаемый 14 декабря. В старину именно в этот день (то есть 1 декабря по старому стилю) детей отдавали в учение.
Святой Наум Грамотник жил в седьмом веке до нашей эры в Галилее. О его жизни известно довольно мало. Считается, что он – автор ветхозаветной книги, в которой предсказал гибель грешникам из ассирийского города Ниневия; это предсказание сбылось. Другие подробности жизни пророка доподлинно неизвестны. По основной версии, святой Наум умер в сорок пять своей смертью и был похоронен на своей родине.
На Руси его считали покровителем учащихся. Есть версия, что «Грамотником» его прозвали из-за созвучия слов «Наум» и «ум».
В старину в декабре, когда заканчивались все основные сельскохозяйственные работы, у крестьян появлялось время на освоение грамоты. Отроков, подходящих по возрасту для учёбы, отдавали учителю – дьяку или другому священнику, так как в основном только они в те времена были образованы. В связи с этим совершался целый ритуал. Когда учитель приходил в дом, его сажали в почётный угол стола. Отец отрока просил научить его уму-разуму и наказывать за леность побоями. Затем будущего ученика подводили к наставнику, он трижды кланялся, а тот трижды символически ударял отрока плёткой по спине.
Первое занятие проводили здесь же, тоже в обрядовой форме. Учитель доставал букварь, и пока разучивали букву «аз», мать причитала и просила слишком не морить своего ребёнка грамотой. Как урок прекращался, учителю давали пирог, завёрнутый в шитое полотенце, и он уходил, уже на пороге договариваясь, чтобы отрок теперь ходил к нему на занятия сам.
Образ пророка вошёл в народный фольклор: «Пророк Наум наставляет на ум», «Пришёл Наум – пора браться за ум», «Пророк Наум и худой разум на ум наведёт», «В Наумов день «аз, буки» - бери указку в руки, «фита, ижица» - плётка ближится». Последняя пословица связана с тем, что обучение было довольно суровым: за любые провинности учеников обычно наказывали розгами. Учебный процесс был окружён суевериями: на занятиях нельзя было есть – «заешь выученное», запрещалось оставлять книги открытыми – «а то всё позабудешь».
4 декабря – 135 лет со дня рождения русского писателя, популяризатора науки, публициста Якова Исидоровича Перельмана.
Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря 1882 года в городе Белосток, на территории нынешней Польши. Рос он без отца, в семье было голодно. Несмотря на это, мать постаралась дать своим детям хорошее образование. После пяти лет школы Яков продолжил обучение в Белостокском училище. Педагоги вовремя заметили его одарённость и всеми силами помогали ему её развить. В сентябре 1899 года в газете «Гродненские губернские ведомости» Перельману удалось опубликовать свою первую статью, «По поводу ожидаемого огненного дождя». В ней он просто и легко опроверг существовавшие тогда слухи о надвигающемся конце света и объяснил читателям, что метеоритные дожди – явление нередкое и вполне безопасное.
В 1901 году Яков Исидорович поступил в Санкт-Петербургский Лесной институт. Денег едва хватало на еду, необходимо было найти способ заработка. И Перельман нашёл выход. Буквально с первого курса он стал сотрудничать с журналом «Природа и люди», публиковал статьи и очерки. Подписывался начинающий журналист множеством псевдонимов, но всегда лаконично: «Я.П.», «Я. Л-ной», «П. Рельман» и другими. К 1994 году Перельман стал ответственным секретарём журнала.
Когда в 1909 году Якову Исидоровичу вручили диплом и присвоили звание «учёный лесовод первого разряда», было ясно, что настоящее его призвание – научно-популярная журналистика и литература. Продолжив работать уже во главе журнала, Перельман к 1913 году издал первую часть своей «Занимательной физики». Книга имела большой успех. Именитый учёный, профессор физики Орест Хвольсон так отозвался о ней: «Лесоводов-учёных у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишете Вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте».
Яков Исидорович проработал в журнале «Природа и люди» целых семнадцать лет. За это время он написал более пятисот очерков и статей. При его содействии в виде бесплатного приложения к журналу издали сборник «Мир приключений», были напечатаны работы К.Э. Циолковского. С ним Перельман долгое время вёл переписку, выступал с докладами, посвящённым его трудам.
Когда в 1914 году вышел в свет роман Жюля Верна «Из пушки на Луну», Яков Исидорович написал и опубликовал дополнительную главу «Завтрак в невесомой кухне» с подзаголовком «Научно-фантастический рассказ». Считается, что так в русской литературе впервые возникло понятие «научная фантастика».
Перельман послужил причиной ещё одного широко известного в России явления – в 1916-1917 годах, состоя при «Особом совещании по топливу», именно он предложил ввести так называемое декретное время и перевести стрелку часов на час вперёд. Благодаря этому была обеспечена серьёзная экономия топлива.
После революции журнал «Природа и люди» был закрыт. Яков Исидорович устроился инспектором отдела Единой трудовой школы Наркомпросса, составлял и редактировал учебные программы по точным наукам, преподавал. С 1919 года вёл созданный собственными силами научно-популярный журнал «В мастерской природы», позднее стал членом редколлегии журналов «Педагогическая мысль», «Наука и техника». В тридцатые годы участвовал в разработке первой советской противоградовой ракеты. В 1935 году открыл ленинградский Дом занимательных наук. Переписывался с С.П. Королёвым по поводу организации пропаганды космических знаний. Всего сделанного им и не перечислишь.
Только заметок и статей из-под пера Перельмана вышло более тысячи. Издано около восьмидесяти научно-популярных книг его авторства, а также восемнадцать школьных учебников. И это помимо участия в лекциях, конференциях, научных проектах.
Его неутомимую просветительскую деятельность прервала Великая Отечественная война. Перельман оказался в блокадном Ленинграде. Какое-то время он ещё читал солдатам и партизанам лекции об ориентировании на местности без приборов, но силы покидали его.
Умер Яков Исидорович Перельман 16 марта 1942 года.
Перельман за всю жизнь не совершил ни одного научного открытия, но его вклад в науку бесценен. На его книгах «Занимательная алгебра», «Занимательная физика», «Занимательная астрономия» и других выросло не одно поколение учёных. Только в СССР их общий тираж составил 13 миллионов экземпляров. За рубежом они были переведены на 22 языка. Несмотря на то, что прошёл почти век с момента их написания, многие книги Перельмана читаются всё так же легко и интересно и продолжают переиздаваться.
20 декабря – 115 лет со дня рождения художника-иллюстратора Татьяны Алексеевны Мавриной.
Татьяна Алексеевна Маврина родилась 20 декабря 1902 года в Нижнем Новгороде. В детстве её сильно впечатлило посещение Крещенской ярмарки, где в качестве товаров выставляли множество картин и изделий народных умельцев и мастеров. Возможно, это повлияло на её жизненный путь в целом.
Окончив школу, Татьяна поступила в Москву, в Высший художественно-технический институт. Здесь она вступила в близкую ей по духу художественную группу «Тринадцать», придерживающуюся французского постимпрессионизма. В этот же период появляются её первые работы как книжного иллюстратора; так, ею был оформлен роман Анатоля Франса «Боги жаждут».
После Великой Отечественной войны Маврина переоткрыла для себя живопись и выработала свой собственный художественный стиль, приблизившись к примитивизму и народному творчеству. Татьяна Алексеевна много путешествовала: по Сергиеву Посаду, Угличу, Ростову Великому и другим городам, где ещё сохранилась дореволюционная архитектура. Увиденное художница отразила в многолетнем цикле «По старым русским городам», над которым работала с 1942 по 1968 годы. В него вошло 212 уникальных и красочных изображений различных уголков России. При возможности Маврина коллекционировала глиняные игрушки, иконы, вышивки и другие предметы старины, несущие на себе отпечаток эпохи.
Свой талант Татьяна Алексеевна в полной мере проявляла и в книжной иллюстрации. Каждая такая книга, прошедшая через её оформление, превращалась в настоящий художественный альбом, который можно было рассматривать часами, не обращаясь к тексту. Среди самых известных её работ – иллюстрирование книг «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, сборников «По щучьему веленью», «Русские сказки», «Сказочная азбука». За всю свою жизнь Маврина создала иллюстрации более чем для двухсот книг. Известно, что иногда она работала над оформлением театральных декораций.
Также художница писала и издавала очерки. Их художественным оформлением занималась она сама. Таковы книги Мавриной «Загорск» (1968), «Городецкая живопись» (1970), «Между Волгой и Двиной» (1977).
Заслуги и старания художницы не остались незамеченными. В 1975 году ей была вручена Государственная премия СССР, в 1956 году – премия имени Г.Х. Андерсена. В 1981 году Маврину признали заслуженным художником РСФСР.
Умерла Татьяна Алексеевна Маврина 19 августа 1996 года.
Почти в каждом доме найдётся книга – и скорее всего, не одна – украшенная рисунками этой замечательной русской художницы. Живопись Мавриной во многом стёрла границы между официальным и неофициальным, предваряя одно из основных арт-направлений семидесятых. Её искусство в своей сути отражало искренность и непосредственность народного искусства. Большая коллекция работ Татьяны Мавриной в наше время хранится в Русском музее.
22 декабря – 80 лет со дня рождения русского писателя Эдуарда Николаевича Успенского.
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске, под Москвой. В раннем детстве у него была странная игрушка с большими ушами – то ли собака, то ли заяц. Воспоминания о ней позднее привели Успенского к созданию образа Чебурашки.
Эдик плохо учился в школе, постоянно прогуливал, шумел и куролесил. Изменил ситуацию случай – будущий писатель сломал ногу. В больнице со скуки он начал штудировать учебники, обнаружил в себе математические способности и тягу к сочинительству, а заодно подтянул отставание по остальным предметам. В итоге школу Успенский закончил с наградами за победы на районных и всесоюзных математических олимпиадах.
После школы Успенский окончил Московский авиационный институт и несколько лет работал инженером, всё больше осознавая, что занимается не тем. Ещё в университете он писал фельетоны для сцены и получал за них гонорары, в несколько раз превышающие размеры стипендии; его стихотворения публиковали в «Литературной газете», несколько раз звучали в эфире радиопередачи «С добрым утром!». В конце концов Эдуард Николаевич ушёл с завода и полностью посвятил себя творческой стезе. Вскоре он стал одним из руководителей студенческого театра МАИ «Телевизор».
Совместно с Аркадием Аркановым, Григорием Гориным и Феликсом Камовым Успенский в 1966 году издал книгу-сборник «Четверо под одной обложкой». В этом же году отдельно была опубликована повесть, которая принесла ему первую славу – «Крокодил Гена и его друзья». В дальнейшем книги Успенского выходили одна за другой: «Вниз по волшебной реке», «Наследство Брахмана», «Отпуск крокодила Гены». Они неизменно имели успех. По-настоящему всенародно любимой стала повесть Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», опубликованная в 1974 году и получившая множество продолжений.
Эдуард Николаевич много работал в качестве сценариста и в большинстве случаев участвовал в экранизации собственных произведений. Помимо всем известных приключений крокодила Гены с Чебурашкой и троицы из Простоквашино, сила его воображения создала мультфильмы «Антошка», «Рыжий, рыжий, конопатый», «Следствие ведут Колобки», трилогию «Дядюшка Ау», специально созданную к Олимпиаде 1980 года мультипликацию «Баба Яга против!» и многие другие. Даже вышедший уже в 2010 году мультсериал «Фиксики» основан на повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки».
Отдельного упоминания стоит история с мультфильмом «Пластилиновая ворона» 1981 года. Его режиссёр Александр Татарский изначально планировал экранизировать стихотворение Успенского «Жил-был слонёнок», но такой мультфильм уже был. Съёмочная команда в срочном порядке стала импровизировать. Первые части «О картинах» и «Игра» были сняты по стихотворениям других авторов, а третью часть «А может, а может…» про ворону и лисицу Успенский специально для режиссёра сочинил буквально на ходу, в электричке, записав её на небольшой мятой бумажке.
Эдуард Николаевич был автором многих передач на радио и телевидении: «Радионяня», «АБВГДейка», «В нашу гавань заходили корабли».
Премия имени А.П. Гайдара, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, премия Правительства Российской Федерации в области культуры, национальная премия Телегранд, победа во Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу – всё это далеко неполный перечень наград и заслуг писателя. Его книги переводились на двадцать пять иностранных языков. Необычную известность приобрёл персонаж Чебурашки в Японии. Он так понравился местному населению, что режиссёр Накамура Макото снял про него мультсериал. Наклейки, плюшевые игрушки и изображения Чебурашки в Японии продаются наравне с покемонами.
Течение времени не снизило популярности книг Эдуарда Успенского. А уж совет кота Матроскина о том, что бутерброд вкусней есть колбасой вниз, помнит и применяет на практике уже несколько поколений детей.
Сейчас Эдуард Николаевич Успенский проживает в Москве.