8 октября – 125 лет со дня рождения русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой.


Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Будучи любознательным ребёнком, она всё стремилась попробовать и сделать сама. Относилось это и к поэзии. Первые, ещё неуклюжие и наивные стихи Марина написала в шестилетнем возрасте.

Училась маленькая поэтесса сначала в музыкальной школе, потом в двух католических пансионах за границей, а затем в ялтинской женской гимназии. Мать учила её игре на фортепиано, отец – иностранным языкам. Такая бессистемность образования была связана с частыми переездами семьи. В шестнадцать лет Марина впервые опубликовалась, а в 1910 году, ещё не окончив гимназии, выпустила поэтический сборник «Вечерний альбом». Её творчество сразу заметили и оценили такие влиятельные и маститые поэты, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв. Следом Цветаева выпустила ещё две книги: «Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1913). К этому моменту Марина Ивановна вышла замуж. Её жизнь разделилась на две половины: с одной стороны протекала тихий семейный быт, с другой – яростно бурлящий хаос творчества. Она активно участвовала в литературных кружках Москвы, общалась со многими поэтами и писателями того времени.

В 1917 году свершилась революция, и началась Гражданская война. Цветаева не смогла занять сторону ни белых, ни красных, и весной 1922 года эмигрировала в Чехию. Позднее, в 1925 году, перебралась в Париж. Переживания этого времени нашли отражение в её поэтическом цикле «Лебединый стан».

Поначалу русская эмиграция приняла её как свою, её печатали, приглашали на литературные вечера. Но постепенно Марина Ивановна всё чаще расходилась во мнениях с окружением и всё больше отдалялась. Её стихотворения перестали издавать. Также давала знать о себе тоска по Родине.

В 1939 году Цветаева со своей семьёй решились вернуться в Россию. Советская власть отнеслась к поэтессе с недоверием. Вскоре её мужа и дочь арестовали. Марина Ивановна осталась совсем одна. Как раз в это время началась Великая Отечественная война. Для неё всё происходящее оказалось непосильным грузом, и 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила с собой.

Поэзия Марины Цветаевой известна каждому культурному человеку; ряд стихотворений, в том числе и знаменитые строки «Моим стихам, написанным так рано…», входят в обязательную школьную программу. Помимо поэзии, Цветаева занималась и прозой: широко известны её эссе «Мой Пушкин», автобиографические воспоминания о других знакомых ей поэтах – Андрее Белом, Борисе Пастернаке, Валерии Брюсове и др.






15 октября – 120 лет со дня рождения русского писателя Ильи Ильфа.


Илья Арнольдович Ильф (настоящее имя – Иехиель-Лейб Арьевич Файнзильберг) родился 15 октября 1897 года в Одессе. Детство проходило трудно, семья жила в бедности. Илью отдали на учёбу в ремесленное училище, и в 1913 году он получил диплом подмастерья. Ещё там будущий писатель пристрастился к чтению: он читал прямо на занятиях, пряча книгу под партой. Ильф начал работать с шестнадцати лет: сначала в чертёжном бюро, затем – на телефонной станции, потом на авиационном заводе. В 1917 году, когда он трудился в качестве разъездного статистика, его начальница, просмотрев статистические отчёты, воскликнула: «Что он у вас, писатель?».

В очередной раз сменив работу, Илья Ильф попал в юмористический журнал «Синдетикон» в качестве редактора. Здесь под женским псевдонимом он опубликовал свои первые стихи; позднее вступил в Одесский союз поэтов. В 1923 году начинающий писатель переехал в Москву, стал писать очерки и фельетоны для различных газет и журналов. После командировки в Среднюю Азию Илья написал серию очерков «Москва – Азия».

Ильф познакомился с Евгением Петровым в 1925 году. Петров был братом другого писателя – Валентина Катаева. Скорее всего, именно ему принадлежала идея объединить их творческие усилия. Ильф с Петровым поначалу вместе сочиняли фельетоны в журнале «Смехач», а в 1928 году в журнале «30 дней» опубликовали первый свой совместный роман «Двенадцать стульев». Критики того времени довольно холодно приняли эту книгу, однако она имела огромный успех у читателей. Цензура сильно сократила роман; это при каждой последующей публикации, отчего произведение за десять лет потеряло почти треть от общего объёма.

Литературный тандем Ильфа и Петрова с каждым годом только укреплялся. В последующие годы ими были написаны повесть «Светлая личность», сборник новелл «1001 день, или Новая Шахерезада», продолжение приключений Остапа Бендера «Золотой телёнок».

С 1932 года писатели устроились в газету «Правда», где публиковали фельетоны и сатирические рассказы. Помимо этого, они написали несколько сценариев, по ним были сняты фильмы «Чёрный барак» (1933), «Однажды летом» (1936), «Цирк» (1936). В 1935 году Ильф и Петров отправились путешествовать по США; впечатления от путешествия легли в основу документальной книги «Одноэтажная Америка».

В самый расцвет их творческой деятельности случилось обострение старой затяжной болезни писателя. 13 апреля 1937 года Ильи Арнольдовича Ильфа не стало.

Уже посмертно были опубликованы его дневники под заголовком «Записные книжки». Он вёл их в течение всей жизни, записывая удачные сюжетные ходы, красиво звучащие фразы, жизненные ситуации. Из-за местами острой сатиры книгу в советские годы удалось издать только с большими сокращениями.

Произведения Ильфа и Петрова ещё в советское время неоднократно экранизировались. Их цитировала вся страна, некоторые крылатые фразы настолько прочно вошли в лексику, что люди зачастую не помнили или не знали первоисточника. Спустя годы интерес режиссёров к книгам литературного тандема не угас. В 2005 году на телеэкраны были выпущены новые экранизации романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Популярность этих сюжетов приобрела настоящий мировой размах: два этих произведения становились фильмами также в Германии, в Швеции и даже в Бразилии.




26 октября – 175 лет со дня рождения русского живописца Василия Васильевича Верещагина.


Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце, в семье предводителя дворянства. Согласно семейным традициям, в пять лет юного Василия определили на учёбу в Александровский Царскосельский малолетний корпус, а затем – в морской кадетский корпус. Военное образование сильно на него повлияло, парень рос решительным, целеустремлённым, уверенным в себе человеком. За время службы на флоте Верещагин совершил несколько плаваний на фрегатах в Копенгаген, Брест, Бордо и Лондон. Выполняя необходимые для службы графические зарисовки, Василий Васильевич обнаружил в себе страсть к рисованию и решил кардинально изменить свою жизнь. Несмотря на серьёзный конфликт с родными, благодаря природному упорству Верещагин добился своего и в 1960 году поступил в петербургскую Академию художеств. Он оказался очень способным учеником и проучился здесь три года. Однако академическое искусство ему быстро наскучило – Василию хотел отражать в картинах жизнь в самых ярких её проявлениях. Для этого он предпринял длительное путешествие на Кавказ, а после – в Париж, где два года был личным учеником французского художника Жан-Леона Жерома. После ещё нескольких поездок живописец в 1866 году вернулся в Петербург и официально завершил своё обучение, доказав свою творческую состоятельность.

На следующий год Верещагин в качестве военного картографа добровольно отправился в Самарканд, где в разгаре шла русская военная кампания. Прибыв сюда, чтобы рисовать картины, он, тем не менее, принял активное участие в нескольких сражениях и даже существенно повлиял на исход одного из них, организовав контрнаступление. За этот подвиг живописец получил орден Святого Георгия IV степени – единственный, который он носил с гордостью. Все остальные государственные награды Василий Васильевич не принимал всерьёз.

Совершив, помимо Туркестана, путешествие по западному Китаю (в котором в это время велась кровопролитная борьба с восстанием дунган), Верещагин отправился в Мюнхен, где на основе своих впечатлений создал «Туркестанскую серию» картин. В неё вошли такие картины, как «Пусть войдут», «Вошли», «Напали врасплох» и другие. В это же время художник создал самую знаменитую свою картину – «Апофеоз войны», в которой сумел выразить всю суть любых завоеваний. Выставка его работ произвела настоящий фурор; о Верещагине заговорила вся Европа.

Родная страна приняла картины художника значительно холодней. Последовала критика со стороны императора Александра II и его окружения. Верещагина обвинили в сочувствии к врагу из-за того, что полотна отражали не только русские победы, но и поражения. Всё это привело к тому, что отчаявшийся художник уничтожил несколько картин.

В 1874 году Верещагин вновь отправился в длительное путешествие по востоку, посетив Индию и Тибет. Когда началась русско-турецкая война 1877 года, Василий Васильевич вновь отправился в самую гущу событий в качестве добровольца. В том же году он, находясь на обстреливаемом миноносце, был тяжело ранен. Оправившись от ранения, живописец с головой ушёл в работу над новой серией полотен, получивших название «Балканская серия». Темы были всё те же – война и её последствия, масштабные батальные сцены и личные трагедии простых солдат.

Верещагин почти безостановочно путешествовал. За десять лет он побывал в Индии, Сирии, Палестине, на берегу Белого моря, в Крыму, США, Японии, на Филиппинских островах и Кубе. Этому периоду в творчестве соответствуют серии картин, отражающие восточный колорит и экзотику, разнообразие жизни. Когда началась русско-японская война, неутомимый художник снова отправился на фронт.

Василий Васильевич Верещагин погиб 13 апреля 1904 года при подрыве броненосца «Петропавловск».

Живопись Верещагина известна не только в России, но и по всему миру. В 1901 году, благодаря его авторитету как «борца за мир», кандидатура художника была даже выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Полотна Верещагина славятся своей масштабностью и выразительностью. В России в первую очередь известны его картины с батальными сценами, большая их часть сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее. Но немалая часть работ за время путешествий художника оказалась за границей, в частных коллекциях или просто утеряна. До сих пор некоторые его зарисовки и этюды впервые становятся известны общественности только спустя столетие.







31 октября – 85 лет со дня рождения американской писательницы Кэтрин Патерсон.


Кэтрин Уолмендорф Патерсон родилась в 1932 году в китайской провинции Цзянсу. Её отец был американским миссионером. Когда началась русско-китайская война, их семье пришлось бежать в США, откуда они позднее переехали в Шанхай. Так начались бесконечные переезды. К моменту совершеннолетия Кэтрин они пятнадцать раз сменили место жительства. Ей не раз пришлось на себе испытать все трудности привыкания к новому месту, к новой жизни и новым людям. Патерсон нашла спасение от трудностей в книгах: она постоянно и очень много читала. Так в ней развилась чуткость к слову; ещё в школьные годы юная писательница сочиняла пьесы, которые ставила вместе с одноклассниками.

После школы Патерсон поступила в Королевский колледж в Бристоле, изучала английскую литературу и параллельно преподавала в сельской школе. Затем она углубилась в изучение христианства, продолжив обучение в Пресвитерианской школе. Здесь в 1957 году ей неожиданно выпала возможность отправиться в Японию в качестве христианского миссионера. Несмотря на некоторые страхи и предубеждения (ведь часть детства Кэтрин провела в стране, с которой японцы воевали), она согласилась, и следующие четыре года провела на острове Сикоку, передвигаясь от одной церкви к другой на маленьком мотоцикле, работая над просвещением и повышением уровня христианского образования среди населения.

Вернувшись в Америку, Кэтрин Патерсон получила степень магистра в нью-йорской Объединённой богословской семинарии. Всё это время Кэтрин продолжала писать, но не воспринимала своё творчество серьёзно. Рукописи просто копились в столе, их читали только близкие друзья. Один из них и посоветовал ей записаться на литературные курсы. На них Кэтрин и написала то, что после некоторой переработки стало первой её книгой – роман «Знак хризантемы», который был опубликован в 1973 году. Последовали и другие публикации. В 1977 году её книга «Мастер-кукольник» получила Национальную книжную премию. В этом же году свет увидело самое известное её произведение – «Мост в Терабитию». В трогательных историях писательницы переплетаются реальность и вымысел; книги Патерсон касаются проблем становления личности в подростковом возрасте, принятия себя, поиска друзей и места в мире.

На данный момент Кэтрин Патерсон – автор более 20 романов, кроме упомянутых на русский язык переведены: «Великолепная Гилли Хопкинс» (1978), «Иакова я возлюбил» (1980), «Странствия Парка» (2009). Патерсон не раз удостаивалась международных литературных премий. В 1998 году она была награждена премией имени Г.Х. Андерсена, в 2006 году – премией имени А. Линдгрен. Книги «Мост в Терабитию» и «Иакова я возлюбил» получили высшую американскую награду в области детской литературы – медаль Ньюбери. Её романы переведены на большинство европейских языков, а «Мост в Терабитию» дважды был экранизирован (в 1985 и 2007 годах).

Сейчас Кэтрин Патерсон живёт в США, в штате Вермонт, и продолжает творить.