8 августа – 90 лет со дня рождения русского писателя Юрия Павловича Казакова.


Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года, в Москве. Юность его пришлась на Великую Отечественную войну, и воспоминания о тех событиях нашли отражения во многих его произведениях. Несмотря на трудные времена, с пятнадцатилетнего возраста Юрий учился игре на виолончели и на контрабасе, параллельно обучаясь в строительном техникуме. Окончив его в 1946 году, будущий писатель поступил в музыкальное училище имени Гнесина, уверенный в том, что его призвание – музыка. После учёбы Юрию Павловичу не удалось найти постоянное место в оркестре, поэтому в основном он работал эпизодически, на танцплощадках или в джазовых оркестрах. В это же время Казаков стал увлекаться литературой, и свободное время стал посвящать сочинительству. Всё это к 1953 году привело его в Литературный институт. Здесь, по словам самого писателя, он научился писать только о том, что знает. В печати стали появляться его первые публикации – рассказы «Голубое и зелёное», «Некрасивая», пьеса «Новый станок». В 1957 году Казаков выпустил полноценную книгу – сборник рассказов «Арктур – гончий пёс». Литературная критика сразу отнеслась к нему благосклонно, о нём отзывались, как о продолжателе традиций русских классиков, сравнивали с Иваном Буниным, которого он любил. Уже в следующем году Юрия Павловича приняли в Союз Писателей СССР.
К моменту выпуска из Литинститута Казаков – известный писатель с несколькими изданными книгами за плечами. В последующие годы им было создано ещё полтора десятка книг, большинство из них – сборники, в том числе и рассказов для детей. Юрий Павлович был мастером малой прозы, его рассказы отличались глубоким психологизмом, внутренней музыкальностью, лиризмом, любовью к природе. Особенно привлекала Казакова тема русского севера, где он сам побывал не раз. Основная масса его впечатлений от этих путешествий вошла в книгу «Северный дневник», изданную в 1977 году.
В шестидесятых годах Казаков много путешествовал. Он успел побывать в Арктике, в Прибалтике, в Казахстане, ездил по Европе, где собирал материалы для книги о Бунине и встречался с писателями-эмигрантами. Некоторые рассказы Казакова были переведены на основные языки Европы, а в 1970 году в Италии ему была присуждена Дантовская премия.
После всех этих путешествий Юрий Павлович уединённо поселился в подмосковном посёлке Абрамцево. По неподтверждённым слухам, советская цензура стала оказывать на него давление. Он всё реже печатался и писал, большинство его задумок этого периода осталось только в виде набросков.
Умер Юрий Павлович Казаков 29 ноября 1982 года.
В честь Юрия Казакова в России была учреждена литературная премия его имени. По его произведениям было снято немало фильмов: «Любить» (1968), «Король Манежа» (1969), «Великий самоед» (1981) и другие. А его рассказы о животных, такие как «Арктур – гончий пёс», «Где лето с зимою встречаются», «Жадный Чик и кот Васька» стали классикой советской, а позже и русской детской литературы.


12 августа – 75 лет со дня рождения итальянской писательницы Бьянки Питцорно.


Бьянка Питцорно родилась 12 августа 1942 года на итальянском острове Сардиния. В детстве она увлекалась рисованием и фотографией. После школы Бьянка поступила в Университет Кальяри на кафедру доисторической археологии. В эти годы её стало интересовать киноискусство; она занималась кинокритикой, написанием сценариев для короткометражных фильмов, участвовала в качестве члена Молодёжного жюри на кинофестивале в Локарно.
В итоге в 1968 году Питцорно переехала в Милан и поступила в училище по специальности «кино и телевидение». Долгое время работала в Гражданской школе театрального искусства в качестве актёра озвучки, затем – на телевидении, где разрабатывала сценарии телепередач для детей.
Параллельно этому развивалась её жизнь в качестве писателя. В 1970 году Бьянка выиграла конкурс Швейцарских издателей для молодых читателей и издала свою первую книгу для детей. С этого момента она стала писать постоянно. Её книги очень быстро снискали славу в Италии, но за границей имя Бьянки Питцорно долгое время оставалось неизвестным. Мировая известность пришла к ней в 1991 году, после выхода в свет романа «Послушай моё сердце». Отчасти автобиографичная история девочки Элизы, которая самоотверженно борется с несправедливостью мира взрослых, заслужила всенародную любовь. Первый тираж книги в Италии составил почти 300 тысяч экземпляров. Роман перевели и на другие европейские языки, в том числе – на русский.
В последующие годы Питцорно получила множество наград: в 1996 году – почётную степень педагогических наук Болонского университета, в 1997 году – премию Ассоциации кубинских писателей (за благотворительность и сотрудничество с кубинскими библиотеками); в 2012 году её номинировали на премию Ганса Христиана Андерсена. С 2000 года Бьянку Питцорно назначили «Послом доброй воли» ЮНИСЕФ от Италии.
К настоящему моменту Бьянка Питцорно издала более пятидесяти своих произведений и продолжает плодотворно работать. Также она занимается переводами на итальянский язык шедевров мировой литературы – она переводила книги Дж. Р.Р. Толкиена, Т. Янссон, Д. Гроссмана, С. Плат и многих других. На русском языке вышли такие её книги, как «Дом на дереве», «Послушай моё сердце», «Удивительные приключения Полисены Пороселло», «Диана, Купидон и Командор», «Когда мы были маленькими».


19 августа – 80 лет со дня рождения русского драматурга Александра Валентиновича Вампилова.


Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года, в посёлке Кутулик Иркутской области. Маленький Саша ещё в детстве играл в драмкружке, увлекался музыкой и спортом. После школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы он уже публиковал фельетоны и очерки в областных газетах под псевдонимом «А. Санин». Позднее большая их часть вошла в его первую книгу «Стечение обстоятельств», изданную в 1961 году.
В 1960 году Александр Валентинович защитил диплом и устроился на работу в иркутскую газету «Советская молодёжь». Редакция газеты, заметив его литературный талант, в 1962 году помогла ему поступить на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. В это время Вампилов написал свою первую пьесу «Двадцать минут с ангелом», а через год – одноактную комедию «Дом окнами в поле». Тогда же Александр Валентинович познакомился со многими московскими режиссёрами и литераторами.
В 1964 году Вампилов, уволившись из газеты, попытался привлечь внимание крупных театров постановкой своей первой большой пьесы «Прощание в июне», но поначалу его преследовали неудачи. Добиваясь идеала, молодой драматург редактировал её несколько раз: существует как минимум четыре варианта этой пьесы. А известность ему в итоге принесло другое произведение – комедия «Старший сын», после премьеры которой осенью 1965 года Вампилов был рекомендован в Союз писателей.
Творческая судьба Александра Валентиновича оказалась довольно сложной. С одной стороны, из-под его пера вышли такие замечательные пьесы, как «Случай с метранпажем», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Все они с успехом шли в провинциальных театрах и вызывали горячий отклик у зрителя. Но с другой стороны, официальная цензура не пускала Вампилова на большие столичные сцены. Его произведения считались слишком обыденными, а персонажи – слишком «несоветскими». Только к 1972 году ситуация стала изменяться: пьесу «Прошлым летом в Чулимске» взялся ставить Театр имени Ермоловой, а «Прощание в июне» – Театр имени Станиславского. В этом же году с Александром Валентиновичем связалась киностудия «Ленфильм» и подписала договор на написание сценария к фильму «Сосновые родники».
Александр Валентинович Вампилов погиб 17 августа 1972 года на озере Байкал. Лодка, в которой он был, перевернулась.
Драматургия Вампилова оказала существенное влияние на русскую литературную традицию второй половины двадцатого века. Его пьесы ставились по всей стране, пьеса «Старший сын» шла одновременно в 44 театрах. С 2001 года в России проводится Всероссийский фестиваль современной драматургии имени А.В. Вампилова, а в 2003 году в Иркутске ему был установлен памятник. По мотивам его произведений было снято множество фильмов: «Отпуск в сентябре» (1979), «Валентина» (1981), «Райские кущи» (2015) и другие; в 2006 году на экраны вышел американский фильм «Старший сын», который является экранизацией одноимённой пьесы.


29 августа – 155 лет со дня рождения бельгийского писателя, драматурга и философа Мориса Метерлинка.


Морис Метерлинк (полное имя – Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк) родился 29 августа 1862 года в Бельгии. С 12 лет Морис посещал иезуитский колледж. С раннего детства он интересовался литературой и поэзией, но родители настояли на том, чтобы он поступил в Гентский колледж на юридический факультет. Ещё во время учёбы одно из стихотворений Метерлинка было напечатано в журнале «Молодая Бельгия». Окончив колледж в 1885 году, будущий писатель отправился в Париж для совершенствования своих навыков в юриспруденции. Однако вскоре Морис ощутил, что его настоящее призвание – литература. После возвращения из путешествия он издал авторский поэтический сборник «Оранжереи», который не имел большого успеха; но год спустя, в 1889 году написал свою первую пьесу «Принцесса Мален» – и получил восторженную рецензию от именитого французского критика Октава Мирбо (который в числе прочего сравнил Метерлинка с Шекспиром). Тогда начинающий драматург окончательно оставил юридическую практику, чтобы писать книги.
Последующие годы для Метерлинка оказались очень плодотворными: он создал целую серию символистских пьес (таких, как «Непрошенная», «Слепые», «Семь принцесс»), выпустил ещё один сборник стихотворений «12 песен» (в более позднем, расширенном издании – «15 песен»). Постепенно придя к выводу, что живые актёры играют «слишком живо» и своей игрой затмевают символы, Морис в 1894 году обратился к театру кукол. Так было создано три пьесы для марионеток «Алладина и Паломид», «Там, внутри» и «Смерть Тентажиля». Однако в этот раз бельгийская публика не приняла его чересчур новаторские идеи, и драматург, сбегая от насмешек, вместе с семьёй переехал в Париж. Здесь Метерлинк написал несколько метафизических трактатов, составивших сборники «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба» и «Жизнь пчёл», в котором он сравнивает жизненный путь пчелы и человека.
В 1908 году его новая пьеса «Синяя птица» была поставлена Станиславским в Московском Художественном театре, а вскоре – и в театрах Лондона, Нью-Йорка, Парижа, везде имея бешеный успех. Герои пьесы, мальчик Тильтиль с сестрой, путешествуют по всему свету в поисках Синей Птицы (которая воплощает собой счастье), но никак не могут её поймать. В конце концов, они находят Синюю Птицу у себя дома.
В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии «за многогранную литературную деятельность и особенно за драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией». Вместе с этим ему предлагали стать почётным членом Французской академии, но Морис не принял предложения, так как ради этого ему пришлось бы отказаться от бельгийского гражданства. В 1932 году король Бельгии пожаловал ему титул графа.
С началом Второй Мировой войны Метерлинк вместе с семьёй переехал в США и вернулся в Европу только под конец своей жизни, в 1947 году.
Умер Морис Метерлинк 6 мая 1949 года.
Его драматургия оказала существенное влияние на европейскую традицию. Метерлинк считается одним из основателей театра абсурда. В его пьесах каждый может найти своё: кто-то – сказочные и необычные сюжеты, кто-то – скрытые за ними глубокие философские идеи. А образ Синей Птицы из одноимённой пьесы как символа неуловимого счастья стал нарицательным.


30 августа – 105 лет со дня рождения русского писателя Виталия Георгиевича Губарева.


Виталий Георгиевич Губарев родился 30 августа 1912 года в Ростове-на-Дону. Большую часть детства провёл на хуторе Большая Козинка. Здесь же окончил школу. Ещё в четырнадцать лет в ростовском журнале «Горн» был опубликован его первый рассказ о пионерах «Гнилое дерево». В шестнадцатилетнем возрасте он был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей.
В девятнадцать Губарев переехал в Москву, окончил Литературный институт имени А.М. Горького и устроился журналистом в газету «Колхозные ребята». В 1932 году в качестве специального корреспондента он участвовал в расследовании по делу Павлика Морозова, позднее журнальная статья про эти события «Один из одиннадцати» была переработана писателем в книгу «Павлик Морозов», а затем и в одноимённую пьесу.
Помимо этого, Виталий Георгиевич сотрудничал также с газетами «Комсомольская правда» и «Пионерская правда», к 1945 году стал главным редактором в последней из них. Губарев – активный участник развития пионерского движения. Параллельно с редакторской работой, он заведовал кафедрой пионерской работы в Центральной комсомольской школе. За достижения в этой области его дважды награждали орденом «Знак Почёта», значком «За активную работу с пионерами» и другими наградами.
В 1952 году свет увидела сказка Губарева «Королевство кривых зеркал» и сразу же получила всенародную любовь. В дальнейшем писателем были созданы такие сказки, как «Трое на острове», «Путешествие на Утреннюю Звезду», «Часы веков», «Преданье старины глубокой» и «В Тридевятом царстве». Помимо этого, Губарев писал реалистические произведения о жизни подростков-пионеров – «Солнце Полесья», «Монтигомо – Ястребиный коготь». В 1963 году известный режиссёр Александр Роу взялся за экранизацию «Королевства кривых зеркал». В написании сценария участвовал непосредственно сам Губарев. Вышедший фильм пользовался немалой популярностью.
Виталий Георгиевич был известен и как драматург: он перерабатывал свои произведения в пьесы. Их постановки успешно шли в театрах по всей стране.
Умер Виталий Георгиевич Губарев в 1981 году.
Губарев умело соединял в своих произведениях правдивость и вымысел, историчность и фантастику. Его трудами было воспитано целое поколение пионеров. А уж выдуманные им имена-перевёртыши «Оля – Яло», «Коршун – Нушрок» и другие остаются навсегда в памяти каждого, кто хоть минуту побывал (во сне или наяву) в Королевстве кривых зеркал.