2 июня – 80 лет со дня рождения русской поэтессы Юнны Петровны Мориц.

Юнна Петровна Мориц родилась 2 июня 1937 года в городе Киеве. На время Великой Отечественной войны её семья была эвакуирована в Киев, но после вернулась обратно. Своё первое стихотворение она сочинила в 4 года. Звучало оно так: «Ослик встал на табуретку, Ослик съел свою таблетку. Наконец-то горло У него продёрло».
К 1954 году Юнна окончила школу и поступила на филологический факультет Киевского университета. К этому времени появились и её первые публикации в газете «Советская Украина». Довольно скоро начинающая поэтесса (или, как она сама себя называла, Поэтка) перепоступила – в этот раз на дневное отделение поэзии в Московском Литинституте. Прожить на получаемую стипендию было невозможно, и Мориц устроилась в типографию, где по ночам корректировала тексты (отсюда – на всю жизнь закрепившаяся у поэтессы привычка работать тогда, когда все спят).
Летом-осенью 1956 года Юнна вместе с экспедицией на ледоколе «Седов» плавала по Арктике, пересекла Белое, Карское и Баренцево моря, побывала на Таймыре, Диксоне и Новой Земле (в том числе – на мысе Желания, именем которого позднее назовёт поэтический сборник). Образ жизни, труд и законы арктического общества сильно повлияли на молодую девушку, что сказалось на тематике её стихотворений. В итоге в 1957 году вышла её первая книга «Разговор о счастье», и в этом же году её исключили из Литинститута за «нарастание нездоровых настроений в творчестве». Позднее поэтессе всё же дали восстановиться и выпуститься. Однако последующие публикации её стихотворений были связаны со всё более нарастающими трудностями, а в 1963 году за публикацию в журнале «Юность» Юнна Мориц была окончательно внесена в чёрные списки и попала под запрет.
Поэтесса в своём творчестве обратилась к детской поэзии. Отчасти это было продиктовано тем, что «детские» стихи не подвергались усиленной цензуре, и их иногда получалось протащить в печать. А издать собственную книгу в следующий раз Юнне Петровне удалось только в 1970 году (сборник «Лоза»).
Стихи поэтессы стали завоёвывать популярность, многие были положены на музыку, по ним сняли ряд мультфильмов («Ёжик резиновый» «Большой секрет для маленькой компании», «Любимый пони» и другие). Всего с 1970 по 1990 год было выпущено 9 книг лирики Юнны Мориц: «Суровой нитью», «При свете жизни», «Синий огонь», «На этом береге высоком» и т.д. Несмотря на многочисленные приглашения из-за рубежа, выехать за границу ей разрешили только в 1985 году. С этого момента Юнна Петровна вплоть до распада Советского Союза посещала множество международных фестивалей поэзии в Лондоне, Кембридже, Роттердаме, Торонто, проводила авторские вечера. Её стихи были переведены на все основные европейские языки, а также на японский, китайский и турецкий.
С 1990 по 2000 год творчестве поэтессы вновь наступил период большого затишья, Юнна Мориц не публиковалась. По этому поводу она сама шутила: «Десять лет я не издавала книг при режиме не скажу кого». После 2000 года вышли поэтические сборники «Лицо», «Таким образом», «По закону – привет почтальону». В них были включены графические работы Юнны Петровны, которые она называет «стихами на языке живописи». По сей день Мориц продолжает активную творческую жизнь, пишет стихи, рассказы, занимается поэтическими переводами.
Юнна Петровна Мориц – лауреат ряда литературных премий: «Золотая роза» (Италия), «Триумф» (Россия), премия имени А.Д. Сахарова (Россия). В 2011 году поэтесса удостоена Премии Правительства России в области культуры за книгу «Крыша ехала домой».



20 июня – 90 лет со дня рождения русского художника-мультипликатора Вячеслава Михайловича Котёночкина.
Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. Во время Великой Отечественной войны сначала учился в артиллерийской спецшколе, а потом, вплоть до 1945 года, в противотанковом артиллерийском училище. На фронт Вячеслав так и не попал.
В 1946 году, после демобилизации, Котёночкин как раз находился в поиске работы, когда случайно познакомился с мультипликатором Борисом Дёжкиным, который, узнав про детское увлечение Вячеслава рисованием, посоветовал ему поступить на курсы художников-мультипликаторов от студии «Союзмультфильм». Котёночкин прислушался к совету товарища, и уже к февралю 1947 года, окончив курсы, был зачислен художником в штат студии. Как мультипликатор, он принял участие в создании огромного количества анимационных фильмов, а с 1962 года стал снимать собственные, уже как режиссёр. Один из первых его мультфильмов – «Следы на асфальте» – в 1967 году получил серебряную медаль на международном фестивале в Будапеште.
Всего Вячеслав Михайлович поставил более 60 мультфильмов, среди них такие шедевры, как «Аленький цветочек», «Лягушка-путешественница», «Необыкновенный матч», «Попался, который кусался», «Котёнок с улицы Лизюкова». Как режиссёр Котёночкин снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль», как мультипликатор – делал анимационные вставки в фильмах «Стряпуха», «Всё для вас», «Путешествие в апрель». Но прославила его всенародно любимая, знакомая каждому русскому человеку серия мультфильмов «Ну, погоди!». Первый эпизод был снят в 1969 году. В команде работал целый коллектив прославленных художников и аниматоров. При этом изначально задумывалось сделать только один фильм. Но на студию буквально мешками стали приходить письма от зрителей со всей страны с просьбой снять продолжение, и вскоре Котёночкин снял ещё один эпизод. И ещё… Всего под его режиссурой было выпущено 18 серий, заключительная – в 1993 году, то есть сериал снимался более двадцати лет! В 1988 году Вячеслав Котёночкин за сериал «Ну, погоди!» был удостоен Государственной премии СССР.
Прославленный режиссёр мечтал снять большой, полнометражный мультипликационный фильм, и даже начинал работу над проектом «Руслан и Людмила». Но начались девяностые – трудные времена для российского кинематографа – и проект так и не состоялся. В последние годы Вячеслав Михайлович продолжал много работать, был президентом студии «Союзмультфильм» и детского анимационного фестиваля «Золотая рыбка». А в 1999 году он выпустил книгу воспоминаний «Ну, Котёночкин, погоди!».
Умер Вячеслав Михайлович Котёночкин 20 ноября 2000 года.
В 2003 году в Воронеже на одноимённой улице был открыт памятник «Котёнку с улицы Лизюкова». А сын режиссёра Алексей Котёночкин пошёл по стопам отца и, став мультипликатором, в 2005 году снял девятнадцатую и двадцатую серии «Ну, погоди!».



20 июня – 85 лет со дня рождения русского поэта Роберта Ивановича Рождественского.
Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 1932 года на Алтае, в деревне Косиха. Изначально его звали Роберт Станиславович Петкевич. Другие отчество и фамилию он получил уже после войны, когда мать вышла замуж за отчима. Необычное же имя для сибирской глубинки ему дали в честь известного революционера и партийного деятеля Роберта Эйхе. Когда Роберту было девять лет, началась Великая Отечественная война. Отца призвали на фронт. Ему Роберт посвятил свой первый стих: «Мой папа с винтовкой уходит в поход…», который был опубликован в газете «Омская правда» в июле 1941 года. С войны отец так и не вернулся.
В годы войны мальчик жил сначала с бабушкой, но потом, после её смерти, попал в детский дом, из которого его мать, тоже призванная на фронт, смогла забрать только в 1945 году. Семья Рождественских переехала в Ленинград, а позже – в Петрозаводск. Роберт наконец-таки смог закончить школьное образование, прерванное войной.
В 1950 году Рождественский пытался поступить в Литературный институт имени Горького в Москве, но первая попытка оказалась неудачной, и в течение года он в ожидании нового шанса учился на филологическом факультете Карело-Финского университета. В следующем году поэт поступил и в 1956 году успешно окончил Литинститут. Ещё во время учёбы стихи Рождественского начали печатать в журнале «Смена», а позже – и в других. К 1955 году Роберт Иванович выпустил свою первую книгу «Флаг весны», а в следующем году – и второй сборник, «Испытание». Совместно с поэтом Александром Флярковским он записал свою первую песню – «Твоё окно». В дальнейшем Рождественский стал автором множества всенародно любимых песен, в том числе и прозвучавших в популярных телефильмах: «Огромное небо», «Песня неуловимых мстителей», «Погоня», «Мгновения», «Позвони мне, позвони». Песни на слова Роберта Рождественского исполняли практически все звёзды советской эстрады.
За свою жизнь поэт печатался очень много, издал более семидесяти поэтических сборников. Он стал невероятно популярен: творческие вечера собирали огромные залы, книги расхватывались. В своей поэзии Рождественский с одной стороны воспевал великую страну и великих людей, прославлял достижения советского времени – и в то же время немалая часть его лирики была посвящена простым человеческим чувствам: дружбе, привязанности, любви, со всеми противоречиями человеческой натуры – тревогами, поиском смысла жизни и счастья. Почти не было темы, которую Роберт Иванович своей поэзией обошёл стороной. В 1972 году Рождественский был удостоен премии Ленинского комсомола, а в 1979 году – Государственной премии СССР (за поэму «210 шагов»).
Во второй половине своей жизни Роберт Рождественский принимал активное участие в общественно-политической жизни. В семидесятые Роберт Иванович был ведущим телепередачи «Документальный экран». С 1986 года он – председатель Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама; при его непосредственном участии проходила реабилитация и возвращение поэта в литературу. Составил книгу стихотворений Высоцкого «Нерв», добился её издания, добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве. Трижды был в жюри Каннского кинофестиваля.
В 1990 году Рождественский тяжело заболел и ездил лечиться во Францию, всё это время продолжая творить. Лирика этого времени вошла в сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».
Умер Роберт Иванович Рождественский 19 августа 1994 года.
В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено открытой малой планете (в международном каталоге малых планет под №5360). В Москве была учреждена литературная премия имени Роберта Рождественского. А тексты многих его песен до сих пор знают и поют по всей стране, порой даже те, кто не знает его имени.

22 июня – 110 лет со дня рождения русского писателя Андрея Сергеевича Некрасова.
Андрей Сергеевич Некрасов родился 22 июня 1907 года в Москве. Ещё в раннем возрасте, прочитав «Приключения Марко Поло», Андрей твёрдо решил стать путешественником. Окончив в 1924 году среднюю школу, Некрасов устроился работать на московскую трамвайную станцию. Но детские мечты не давали ему покоя, и уже в 1926 юноша переехал в Мурманск и стал матросом на судне, где стал вести дневниковые записи «об интересных случаях, участником и свидетелем которых приходилось быть». А интересных событий было много: он участвовал в ловле трески в Баренцевом море, в добыче золота на Амуре, в бурении новых скважин на Сахалине… Со временем различных заметок стало так много, что его корабельные товарищи стали советовать ему попробовать их напечатать. И Андрей Сергеевич попробовал. С 1928 года в печати стали появляться его первые рассказы и очерки, в том числе и в детских журналах «Пионер» и «Мурзилка» (а также стихи, которые он подписывал псевдонимом «Топс»). В 1935 году вышел у Некрасова вышел целый сборник рассказов – «Морские сапоги». Однако Андрей Сергеевич ещё долго относился к писательству как к хобби, считая основным делом своей жизни – море. Даже от предложенной должности литературного секретаря журнала «Смена» писатель вскоре отказался: не мог долго усидеть на месте в редакторском кресле.
В 1933 году Некрасов окончил Владивостокский морской техникум, был заместителем морского управления треста «Дальморзверпом». Занимался организацией китобойного промысла в Тихом океане. Перейти к более спокойной жизни его вынудили проблемы со здоровьем – левая нога стала плохо слушаться из-за полиомиелита, перенесённого в раннем детстве. Андрей Сергеевич вернулся в Москву и погрузился в литературное творчество.
Во время совместной работы с Борисом Житковым над книгой об известном революционере Кирове Некрасов как-то раз рассказал ему о своем давнем знакомом с флота Вронском, который на досуге травил множество баек о своих морских приключениях. Житков посоветовал Андрею Сергеевичу написать повесть о подобном капитане, приключения которого звучат как небылицы. Так и родилась его самая знаменитая книга «Приключения капитана Врунгеля», изданная сначала в 1937 году в журнальном варианте (где текст был сокращён до подписей к рисункам, которые сделал известный художник Константин Ротов), а позднее, в 1939 году – отдельным изданием.
С началом Великой Отечественной войны Некрасов ушёл на фронт, с 1942 года был сотрудником фронтовой газеты. После войны вернулся на литературную работу, стал членом редакционной коллегии журнала «Пионер», альманаха «Океан». Выпустил ещё несколько сборников: «Завидная биография», «Рассказы о Севере и Юге», «Мы были на Диксоне». Андрей Сергеевич работал также и в жанре научно-популярной литературы – он автор очерков «Высокие широты», «Плавающие материки», «Электрическое солнце» и других.
Умер Андрей Сергеевич Некрасов 15 февраля 1987 года.
В 70-ых годах по мотивам «Приключений капитана Врунгеля» на студии «Киевнаучфильм» был снят одноимённый мультфильм, получивший широкую известность и вызвавший новую волну читательского интереса к книгам Некрасова.

26 июня – 95 лет со дня рождения русского поэта, писателя и сценариста Юрия Яковлевича Яковлева.


Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилия – Ховкин) родился 26 июня 1922 года в Санкт-Петербурге. С самого детства он начал писать стихи, был членом литературного клуба Дворца пионеров. После школы Юрия призвали в армию, а вскоре началась Великая Отечественная война. По специальности – артиллерист-зенитчик, он участвовал в обороне Москвы, получил ранение. Но именно на войне у Яковлева окончательно оформилось желание быть писателем: он писал стихи в окопах, во время передышек, и печатался в воинской газете «Тревога».
После окончания войны, в 1949 году, вышла его первая книга «Наш адрес». Это был сборник стихотворений для детей. Следом вышла и вторая книга, о войне – «В нашем полку». Позднее Юрий Яковлевич поступил в Литературный институт имени Горького, закончил его в 1952 году. Был журналистом, писал документальные очерки, много ездил по стране: был на строительстве Сталинградской ГЭС, встречался с нефтяниками в Баку, на погранзаставах Беларуси – везде, где бы ни бывал, он старался не просто писать о людях, но пожить вместе с ними, в их ритме, прочувствовать их жизнь. А в 1960 году в журнале «Огонёк» напечатали его первый художественный рассказ «Станция Мальчики». С этого момента Яковлев в своём творчестве всё больше и больше обращался к прозе, в основном творя для детей. Из-под его пера вышли такие произведения, как «Багульник», «А Воробьёв стекло не выбивал», «Мой боевой друг», «Семеро солдатиков», «Девочка, хочешь сниматься в кино?» и многие другие.
К этому же времени относится и его кинематографический опыт. По сценариям Юрия Яковлева было снято несколько фильмов: «Пущик едет в Прагу», «Первая Бастилия», «Всадник над городом», «Мы с Вулканом», «Красавица», и множество мультфильмов, самые известные из которых – «Белая шкурка», «Бабушкин зонтик» и, конечно же, всем полюбившиеся «Умка» и «Умка ищет друга». За сценарий фильма «Семеро солдатиков» в 1985 году писателя наградили Государственной премией СССР. Юрий Яковлевич был членом редколлегии киножурнала «Фитиль», членом художественного совета студии «Союзмультфильм».
Умер Юрий Яковлевич Яковлев 29 декабря 1995 года.
Проза Яковлева – про школьный и пионерский быт, про солдатскую жизнь. Его простые, понятные каждому истории учат следовать внутренним нравственным ориентирам, понимать и уважать других, не предавать свои идеалы. Его рассказы сильно повлияли на творчество другого писателя – Владислава Крапивина, который в своей ранней прозе даже использовал некоторые сюжеты и образы из книг Юрия Яковлева.