1 мая – 100 лет со дня рождения художника, кинорежиссёра-аниматора Фёдора Савельевича Хитрука.
Фёдор Савельевич Хитрук родился 1 мая 1917 года в Твери. В 1931 году его семья из-за командировки отца переехала в Германию, где Фёдор учился в художественно-ремесленном училище. В 1935 году Федор побывал на I Московском международном фестивале. Там он впервые познакомился с мультфильмами Уолта Диснея и был настолько впечатлён, что решил связать свою жизнь с анимацией. В течение трёх лет Хитрук пытался поступить на студию «Союзмультфильма», но получал отказы, и лишь в ноябре 1937 года его приняли мультипликатором-стажёром. Первым ощутимым результатом труда Хитрука стал персонаж дворника из мультфильма «Дядя Стёпа» 1939 года.
Когда началась Великая Отечественная война, Хитрука отправили в Институт иностранных языков, где он экстерном, за полгода, прошёл курс обучения. Всю оставшуюся войну Фёдор служил военным переводчиком, а после её окончания задержался в Берлине, вернувшись в Россию в «Союзмультфильм» только в 1947 году. Здесь Фёдор Савельевич преподавал на курсах художников-мультипликаторов, участвовал в анимации множества мульфильмов, а со временем и сам занялся режиссурой. Его первый мультипликационный фильм – «История одного преступления» - получил большой успех. С него, как принято считать, берёт своё начало новый, самобытный стиль советской мультипликации (который до этого времени был подражателен диснеевскому).
Фёдор Савельевич Хитрук стал членом Худсовета «Союзмультфильма» и художественным руководителем студии «Мульттелефильм». Наиболее известные мультфильмы его авторства – «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм» и, конечно, всеми любимая серия мультфильмов о Винни-Пухе. С последними была связана небольшая история. Однажды Хитрука пригласили на студию «Walt Disney», где он встретился с Вольфгангом Райтерманном – автором американской экранизации сказки про Винни-Пуха, с которой Фёдор Савельевич познакомился уже после съёмок своей версии. Райтерманн на встрече признался, что «русский Винни-Пух» ему понравился больше, чем собственный.
Как аниматор Хитрук создал около 200 мультипликационных персонажей, среди них – Оле-Лукойе, Снежная Королева, Красная Шапочка. В поздние годы жизни режиссёр не переставал работать, занимался переводами литературы об анимации, принял участие в составлении международного словаря анимационных терминов. В 1993 году совместно с трёмя другими ведущими мультипликаторами страны (Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Эдуард Назаров) основал мультипликационную Школу-студию «Шар».
Умер Фёдор Савельевич Хитрук 3 декабря 2012 года в Москве.
Ещё при жизни мультипликатор стал обладателем многих престижных международных премий в области телеискусства. Он оказал ощутимое влияние на всю советскую мультипликацию в целом, а также создал таких бессмертных и всеми любимых персонажей мультфильмов, как Бонифаций, русский Винни-Пух и другие.



6 мая – 45 лет со дня рождения русской писательницы Евгении Борисовны Пастернак.
Евгения Борисовна Пастернак родилась 6 мая 1972 года в Минске. В школе у неё было два любимых предмета – физика и литература. Поэтому, учась на физическом факультете Белорусского государственного университета, всё свободное время проводила в местном студенческом театре.
Первую свою книгу «Компьютер для женщин» Евгения написала по совету своего друга-писателя Андрея Жвалевского. Книга стала настоящим хитом продаж. Вскоре Пастернак написала вторую – «Интернет для женщин», а затем переключилась на художественную литературу в соавторстве с Андреем Валентиновичем Жвалевским.
Первое их совместное произведение – серия книг «М+Ж», повествующая про историю любви с женской и мужской точки зрения. За ней последовали и другие совместные работы – «Смерть мёртвым душам!», «Я хочу в школу!», «Москвест» и другие. В 2011 году книга «Время всегда хорошее» получила престижную литературную премию «Книгуру», а в 2012 аналогичную награду выиграл сборник «Шекспиру и не снилось». Повесть «Открытый финал» по итогам «Русской премии» 2016 года заняла 3 место в номинации «Малая проза». Это фактический первый случай, когда в номина
На данный момент Евгения Борисовна Пастернак продолжает активную творческую деятельность.



28 мая – 50 лет со дня рождения русского писателя Андрея Валентиновича Жвалевского.
Андрей Валентинович Жвалевский родился в 1967 году в городе Гродно (Белорусская ССР). В детстве увлекался естественной наукой. Закончил физический факультет Белорусского государственного университета с красным дипломом и собирался продолжать заниматься наукой, но наступил 1991 год, и Советский Союз распался. В этот сложный для страны период времени Жвалевский решил оставить науку и занялся дизайном ценных бумаг. Но в 2000 году снова переменил род деятельности и ушёл в журналистику. Какое-то время был заместителем редактора журнала «Полиграфический экспресс», а позднее перешёл в книгоиздательскую компанию, работая по направлению компьютерной литературы. Этот момент и стал решающим в его карьере. Увидев, какого низкого уровня качества тексты приносят в издательство авторы, Андрей Валентинович решил попробовать в этом деле собственные силы и написать лучше. К 2002 году вышла его первая книга-самоучитель по компьютерной грамотности. В этом же году в виде эксперимента-шутки со своим товарищем Игорем Мытько Андрей Жвалевский написал первую часть пародийной серии «Порри Гаттер», которая неожиданно стала очень популярной. Продолжение не заставило себя долго ждать. Так началась дорога в большую литературу.
В 2006 году Жвалевский и Мытько получили национальную детскую премию «Заветная мечта» за иронический роман ужасов «Здесь вам не причинят никакого вреда». Примерно в это же время Андрей Валентинович начал сотрудничать с Евгенией Пастернак; совместно они выпустили цикл произведений «М+Ж», и в дальнейшем продолжили работать вместе.
В копилке Жвалевского – самые разные жанры: и пародии, и юмористическое фэнтези, и фантастика… На данный момент Андрей Жвалевский с Евгенией Пастернак продолжают активно писать и издаваться. Многие их книги были награждены различными литературными премиями. Наиболее известные произведения – «Правдивая история Деда Мороза», «Гимназия №13», «Время всегда хорошее», «Типа смотри короче».

29 мая – 125 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 29 мая 1892 года под Калугой. Когда ему исполнилось десять, отец отдал его в Смоленское Александровское реальное училище. Но к пятому классу его исключили – «по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям».
В 1910 году Соколов-Микитов переехал в Санкт-Петербург на сельскохозяйственные курсы. Здесь он написал свою первую сказку – «Соль земли». Со временем Иван Сергеевич всё больше времени посвящал литературе, стал посещать литературные кружки, где познакомился со многими известными писателями (Александром Грином, Михаилом Пришвиным, Александром Куприным и другими). К 1912 году, окончательно осознав, что к сельскому хозяйству его душа не лежит, Соколов-Микитов устроился секретарём газеты «Ревельский листок» в Таллине, а потом и вовсе ушёл в плавание матросом на торговом судне «Могучий», побывав во многих городах Европы и Африки.
Когда началась Первая Мировая война, он тут же ушёл добровольцем на фронт, летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», Февральскую революцию встретил на фронте. И только в 1918 году, демобилизовавшись, Соколов-Микитов вернулся в уже обновлённую Россию, в Смоленск. Работал учителем и продолжал писать, опубликовал свои первые рассказы. Но душа снова требовала странствий и перемен. Всего через год после возвращения Иван Сергеевич снова ушёл в море, на торговом судне «Омск». И в этот раз сама судьба с лихвой обеспечила его приключениями и проблемами. В Англии судно арестовали и продали с аукциона за долги. Соколов-Микитов оказался в чужой стране без документов и средств к возвращению. Писатель скитался по Англии и Германии, пока не встретился с проезжавшим через Берлин Максимом Горьким, который помог ему вернуться в Россию.
Но и на этом странствия Соколова-Микитова не закончились. Он ещё несколько раз участвовал в арктических экспедициях, и как матрос, и как корреспондент. Шквал полученных впечатлений способствовал писательской деятельности, и в тридцатых годах из-под его пера один за другим вышли сборники «Заморские рассказы», «На Белой Земле», повесть «Детство». В 1934 году его приняли в Союз советских писателей. Во время Великой Отечественной войны Соколов-Микитов был специальных корреспондентом «Известий».
Ко второй половине жизни писатель наконец остепенился. Он своими руками построил себе дом в селе Карачарово и с головой ушёл в творчество. В этот период были созданы такие книги, как «Первая охота» (1953), «Листопадничек» (1955), «Рассказы о Родине» (1956). На усадьбе Соколова-Микитова нередко гостили его друзья-писатели, журналисты, художники.
Умер Иван Сергеевич Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года.
За время своей деятельности писатель был трижды награждён орденом Трудового Красного Знамени. Его во многом автобиографичная проза – в первую очередь о природе, о жизни и быте простых людей. Творчество Соколова-Микитова ставят в один ряд с такими писателями, как Михаил Пришвин, Сергей Аксаков, Борис Шергин.

29 мая – 125 лет со дня рождения русского писателя, энтомолога и популяризатора науки Николая Николаевича Плавильщикова.


Николай Николаевич Плавильщиков родился 29 мая 1892 года в Москве. С самого детства он начал интересоваться насекомыми и собирать свою домашнюю коллекцию. Закончив гимназию, Николай в 1911 году поступил на естественное отделение Московского университета и довольно быстро погрузился в научную деятельность. Одновременно с этим в Зоологическом музее университета он устроился на работу хранителем энтомологического отдела. Но в 1921 году по причине проблем со здоровьем молодой учёный был вынужден уйти из МГУ и вернулся в него только в начале сороковых. Тем не менее, научная деятельность не прекращалась – по договору с Зоологическим институтом в 1933-1941 годах Николай Николаевич обрабатывал коллекцию жуков-усачей и подготавливал материал для томов серии «Фауна СССР». Это был огромный, кропотливый, незаметный для простых людей каждодневный труд, который, тем не менее, был очень важен для развития науки. Всего он обработал более 50 000 экземпляров жуков и описал более 100 новых видов.
После войны, в 1946 году Плавильщиков стал заведующим энтомологического отдела, а после заместителем директора самого музея. Помимо строго научных статей и исследований, он стал писать статьи и книги для широкого круга читателей. Его книги «Гомункулус», «Очерки по истории зоологии», «Занимательная энтомология» сочетали в себе научность взглядов и красоту художественной речи, в иные моменты доходящую почти до поэзии. Николай Николаевич несколько раз участвовал в обработке энтомологических коллекций для музеев Лондона, Парижа, Берлина, Вены, Праги. Он пересказал современным языком энтомологические мемуары Жана Анри Фабра, французского учёного, сделав их доступными для широкого круга читателей. При всём этом Плавильщиков постоянно участвовал в редактировании чужих научных публикаций, давал консультации, читал лекции, выступал по радио.
Умер Николай Николаевич Плавильщиков 7 февраля 1962 года.
Наследие учёного действительно огромно. Помимо тщательно описанной и каталогизированной коллекции жуков, им было опубликовано более 150 научных работ общим объёмом в 60 томов средней величины. Также Плавильщиков написал и несколько художественных произведений: например, фантастическую повесть «Недостающее звено» и сборник рассказов о животных «Кто-то на дереве».

31 мая – 125 лет со дня рождения русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Большую часть сознательного детства писатель провёл на Украине, куда перевёз их семью отец. Здесь Костя учился в киевской классической гимназии, увлекался географией, в старших классах уже зарабатывая себе на жизнь репетиторством. В 1912 году он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет. В это же время в журнале «Огни» был опубликован его первый рассказ «На воде». Но учёбу прервала Первая мировая война.
Паустовский работал в тылу. За годы войны он побывал в Белоруссии и Польше в качестве санитара, работал на Новороссийском и Брянском металлургических заводах. На протяжении этих лет Константин Георгиевич работал над первой своей повестью – «Романтики» (была опубликована в 1935 г.).
Февральская революция 1917 года застала Паустовского в Москве. После победы советской власти он стал журналистом, сотрудничая сразу с несколькими газетами, много путешествовал по югу России, два года прожил в Одессе, где познакомился с Исааком Бабелем и Ильёй Ильфом. В этот период Паустовский много писал, но практически нигде не публиковался. Наконец, в 1923 году писатель вернулся в Москву и устроился редактором РОСТА. В 1928 году вышел его авторский сборник рассказов. Но настоящая литературная слава пришла к нему в 1932 году, с выходом повести «Кара-Бугаз». За выдающиеся успехи в развитии советской художественной литературы его наградили орденом Трудового Красного Знамени. С этого времени Константин Георгиевич оставил работу и полностью погрузился в литературное творчество.
Во время Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом на Южном фронте.
На протяжении двух десятилетий после войны Паустовский работал над главным произведением своей жизни – «Повестью о жизни» в шести книгах. В Литературном институте им. Горького писатель вёл семинары, был заведующим кафедрой литературного мастерства.
Слава о нём постепенно распространилась по всему миру. В 1956 году Паустовский отправился в путешествие по Европе, посетил большинство европейских стран. В 1965 году был в числе вероятных кандидатов на получение Нобелевской премии, которую в итоге присудили Михаилу Шолохову.
Умер Константин Георгиевич Паустовский 14 июля 1968 года.
Проза Паустовского была неоднократно экранизирована, а по таким известным рассказам, как «Растрёпанный воробей», «Тёплый хлеб», «Жильцы старого дома» и другим были созданы мультфильмы. Часть произведений писателя включена в школьную программу.