15 марта – 80 лет со дня рождения русского писателя, классика «деревенской прозы» Валентина Григорьевича Распутина.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области; вскоре после его рождения родители с ним переехали в деревню Аталанка. Беззаботное детство оборвалось арестом отца. Мать осталась с трёмя детьми на руках, часто жили полуголодом. После начальной школы маленькому Валентину пришлось в одиночку уехать жить за пятьдесят километров от дома, туда, где находилась средняя школа – это был единственный способ продолжить образование (воспоминания об этом позднее легли в основу знаменитого рассказа «Уроки французского»). После школы поступил в Иркутский государственный университет, на историко-филологический факультет. Во внеучебное время Распутин стал подрабатывать внештатным корреспондентом в газете «Советская молодёжь», а в 1959 году, ещё до защиты диплома, его приняли в штат. К этому же времени относится и его первый художественный опыт – рассказ «Я забыл спросить у Лёшки», опубликованный в альманахе «Ангара». В 1962 году Распутин переехал в Красноярск, работал корреспондентом в газетах «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец». Валентин Григорьевич посещал строительные площадки ГЭС, магистрали Абакан-Ташкент, общался с рабочими и черпал вдохновение из этих встреч. Его рассказы о строительстве позднее вошли в сборники «Край возле самого неба» и «Костровые новых городов». В 1965 году в Чите Распутин участвовал в литературном семинаре, где его заметили и помогли с дальнейшими публикациями. Очерк «Разъезд Стофато» в журнале «Огонёк» стал отправной точкой возрастающей славы. Вышедшие в свет сборники прозы «Край возле самого неба», «Человек с этого света» (изданный в Красноярске) читали уже миллионы советских граждан. В 1967 году, после публикации повести «Деньги для Марии», Распутина приняли в Союз писателей. С этого момента он решил закончить журналистскую деятельность и целиком посвятить себя творчеству. На семидесятые годы приходится пик творчества Валентина Распутина. Из-под его пера вышли такие произведения, как «Живи и помни», «Прощание с Матёрой». Роман «Последний срок» был переведён на 10 языков. Писатель в своих книгах изображает проблемы и трудности деревенского быта в современных реалиях. Не протестуя против прогресса как такового, Распутин указывает на необходимость держаться корней и традиций, без которых движение цивилизации вперёд становится чисто механическим, обездушенным. В 1977 году за своё творчество Распутин получил Государственную премию СССР, а в 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1986 году Распутина избрали секретарём правления Союза писателей. В позднем возрасте Распутин активно занимался общественной деятельностью, с 1989 по 1990 гг. был в составе Президентского совета. Летом 2010 года писатель стал членом Патриаршего совета по культуре при православной церкви. Умер Валентин Григорьевич Распутин 14 марта 2015 года, за несколько часов до своего 78-летия. Помимо множества наград и премий, полученных в советское время, писателя в 2008 году включили в список номинантов на Нобелевскую премию по литературе. Творчество Распутина ещё при жизни было признано классикой «деревенской прозы», а некоторые из его произведений внесены в школьную программу для внеклассного чтения.
23 марта – 130 лет со дня рождения чешского детского писателя и иллюстратора Йозефа Чапека.
Йозеф Чапек родился 23 марта 1887 года в городе Гронове (Чехия). Он приходился старшим братом другому известному писателю-фантасту – Карелу Чапеку. Детство Йозеф провёл в маленьком, но живописном городе Упица, где его отец работал врачом. Окончил ткацкое училище, а после поступил в высшую школу прикладных искусств. Одновременно с этим он вместе с братом Карелом занимался литературой. Первые их книги – пьеса «Роковая любовная игра», сборники рассказов «Сад Краконоша» и «Сияющие глубины» - вышли в соавторстве. Двадцатые годы оказались для Йозефа временем творческого подъёма. В этот период он написал знаменитую книжку для детей «Рассказы про пёсика и кошечку», которую проиллюстрировал сам. Занимался Чапек и иллюстрированием книг своего брата. Получив художественное образование, он совершил два путешествия – во Францию и в Испанию, увлёкся кубизмом и с этого момента большую часть времени посвящал изобразительному искусству, в то же время продолжая работать как публицист и иллюстратор. Поначалу примкнув к группе художников, работавших в том же направлении, Чапек вскоре отдалился от них из-за разногласий. Вопреки их консервативному подходу, в своих картинах он творчески переосмыслял кубизм, сочетая его с экспрессионизмом, усиливая драматизм и социальную направленность своей живописи. Литературное творчество Йозефа Чапека тоже не стояло на месте. В 30-ых годах были опубликованы новелла «Тень папоротника», философское эссе «Хромоногий странник», сборник «Начертано на тучах». Продолжая помогать в творчестве брату Карелу, именно Йозеф для его пьесы «R.U.R.» изобрёл слово «робот», прочно вошедшее во все языки мира. Жизнь Йозефа Чапека закончилась трагически. В 1938 году, после заключения Мюнхенского соглашения с фашистской Германией, передававшего в её владение часть Чехословакии, Чапек отказался покинуть страну, несмотря на всё возрастающую опасность. Он открыто выступал против фашизма, высмеивая его в карикатурах. В сентябре 1939 года Йозефа арестовали и направили в концентрационный лагерь, где он и провёл остаток жизни. Но даже там Чапек не сдавался и продолжал писать стихи, часть которых сохранилась и дошла до наших дней. Умер Йозеф Чапек в апреле 1945 года.
28 марта – 425 лет со дня рождения чешского педагога-гуманиста, писателя и основоположника педагогической науки Яна Амоса Коменского.
Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года, в городе Нивница (Чехия). Семья его состояла в протестантской общине «Чешские братья», поэтому всё образование, им полученное, было с религиозным уклоном. Сначала – в братской школе, затем в латинской, а в студенческие годы – в Херборнской академии Гейдельбергского университета. Здесь он приступил к работе над своими первыми научными трудами – энциклопедией «Театр всех вещей» и полным словарём чешского языка. В 1614 году Ян начал работать учителем в городе Пршеров. Личный опыт преподавания очень скоро заставил его задуматься о реформах. Продолжая учительствовать в гимназиях и параллельно изучая труды гуманистов эпохи Возрождения, к 1632 году Коменский завершил создание, как позже окажется, главной работы всей своей жизни – книги «Великая дидактика». Её полное название, в соответствии с традициями тех времён, довольно полно описывает её содержание и звучит так: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого христианского государства такие школы, в которых бы всё юношество того или другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Ситуация в преподавании тех времён была катастрофической. Классы состояли из учеников разного возраста, не было единого плана обучения и такого понятия как «учебный год». Коменский, в сущности, первым разработал классно-урочную организацию обучения; ввёл принцип наглядности, проверки знаний, запрет пропускать уроки, доказал необходимость единых учебников для каждого класса. Коменский предложил начинать учёбу с шести лет и заметил, что учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Ему же принадлежит идея о всеобщем образовании, без учёта пола и социального положения. Впрочем, далеко не все его принципы были сразу приняты окружением – для некоторых из них должно было пройти несколько веков, прежде чем они доказали свою необходимость и состоятельность. К 1638 году Коменский несколько переработал и перевёл свою дидактику на латинский язык – международный язык науки того времени. Летом 1641 года он отправился в Англию и написал философско-религиозный трактат «Путь света», но вскоре, из-за начавшейся войны, переехал в Швецию. Через восемь лет, вернувшись в свою родную Чехию, Ян Амос Коменский стал епископом. Слава о нём как о реформаторе распространилась по всей Европе. Различные страны, такие как Венгрия, Голландия и другие, приглашали его к себе для сотрудничества и помощи в проведении школьной реформы. Коменский охотно соглашался. Почти всю свою жизнь он провёл в таких путешествиях, не переставая при этом писать. Его философские сочинения пропагандировали идеи свободы и гуманизма. Подводя итог жизни в автобиографической книге «Единственно необходимое», Коменский пишет: «Вся моя жизнь протекала не в отчизне, а в странствиях, моё пристанище постоянно менялось, и нигде не находил я себе прочного приюта… Вся жизнь проходила в человеческих стремлениях и педагогических исканиях». Умер Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 года. Вклад Коменского в развитие педагогики невозможно переоценить. Его разработки в теории и практике преподавания совершили настоящую революцию. Возникшие на основе его идей школы с годовым планом, разделением учеников на классы по возрасту, а различных предметов – по времени, до сих пор являются основой современного образовательного процесса.
31 марта – 195 лет со дня рождения русского писателя, переводчика и искусствоведа Дмитрия Васильевича Григоровича.
Дмитрий Васильевич Григорович родился 31 марта 1822 года в городе Симбирск (в настоящее время – Ульяновск), в семье небогатого помещика. Он рано лишился отца и был воспитан мамой-француженкой и бабушкой. Из-за этого в молодости Григорович довольно плохо владел русским языком и говорил с акцентом. В 8 лет Дмитрия отдали на обучение в Москву, во французский пансион «Монигетти». После его окончания Григорович поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, в котором помимо прочего сдружился с Достоевским. Точные науки давались Григоровичу плохо, карьера офицера его не привлекала, и в 1840 году он перевёлся в Академию художеств. Впрочем, через два года Дмитрий Васильевич оставил и её. В Григоровиче проснулся интерес к литературе. Поступив на службу в Дирекцию имперских театров, своё свободное время он проводил в кругу литераторов, расширяя круг знакомств; сотрудничал с Некрасовым в альманахе «Физиология Петербурга». Его первые литературные опыты были неудачными; сказывалось слабое знание русского языка, который был для него только вторым. Но довольно скоро очерк «Петербургские шарманщики» с лучшей стороны отметил известный критик Белинский, и Григорович обрёл веру в свои силы. В 1847 году была издана повесть Григоровича «Антон Горемыка». Её заметили; о новом молодом даровании заговорил почти весь Петербург. Дмитрий Васильевич одним из первых среди русских писателей обратил внимание на ежедневный быт простонародья и предпринял попытку его художественного описания. Его следующие произведения «Деревня», «Просёлочные дороги» и «Рыбаки» были приняты не менее радушно, а вот «Переселенцы» и «Пахарь», написанные в середине 50-х, массово подверглись холодной критике. В это время в стране среди интеллигенции наблюдалась всё возрастающая борьба – одни придерживались концепции «чистого искусства», другие же требовали от литературы изображения злободневных и остросоциальных тем. Григоровичу претила такая позиция и вообще весь этот конфликт. В 1858-1859 гг. писатель по приглашению Морского министерства совершил путешествие вокруг Европы на военном корабле. Впечатления от проделанного пути, насыщенные описанием европейской архитектуры и искусства, были изложены им в очерках под общим заголовком «Корабль “Ретвизан”». В начале 60-х конфликт среди литераторов только обострился. Григорович в знак протеста покинул журнал «Современник». Чернышевский в это же время в статье «Не начало ли перемены?» помимо прочего резко критиковал его творчество. Дмитрий Васильевич надолго отстранился от литературной деятельности, полностью посвятив себя работе в «Обществе поощрения художеств» и выступая в печати преимущественно как искусствовед. По его инициативе при обществе был организован музей. Именно он первый заметил и поддержал дарования художников Ф.А. Васильева и И.Е. Репина. В награду за многолетний добросовестный труд ему были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия. В 1883 году Григорович вернулся в литературу с повестью «Гуттаперчевый мальчик», названной критиками «маленьким шедевром». В наше время эта книга по-прежнему переиздаётся и входит в список литературы для внеклассного чтения. В последние годы жизни Григорович занимался переводом повести Проспера Мериме «Этрусская ваза» и составлением «Литературных воспоминаний» с литературными портретами Тургенева, Боткина, Толстого, Дружинина и других своих современников. Умер Дмитрий Васильевич Григорович 22 декабря 1899 года.
31 марта – 135 лет со дня рождения русского поэта, переводчика и публициста Корнея Ивановича Чуковского.
Корней Иванович Чуковский (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) родился 31 марта 1882 года в городе Санкт-Петербурге. Он был сыном дворянина и простой крестьянки, поэтому считался «незаконнорожденным» ребёнком. Вскоре после его рождения мать под давлением общественности была вынуждена переехать в Одессу. Всё детство Чуковский провёл здесь. Некоторое время Чуковский учился в Одесской гимназии, но к пятому классу его отчислили – из-за происхождения. Английский и французский языки он выучил уже самостоятельно. С 1901 года Корней Иванович Чуковский, взяв псевдоним, стал писать статьи в газете «Одесские новости» - устроиться туда ему помог друг детства Владимир Жаботинский, будущий национальный герой Израиля, в то время уже работавший в журналистике. В 1903 году Чуковский был отправлен в командировку корреспондентом в Лондон (как единственный в газете, знающий английский). Однако зарплату из России выплачивали с перебоями, а потом и вовсе перестали. Чуковскому пришлось подрабатывать перепиской каталогов в Британском музее. С другой стороны, из-за этого он получил возможность основательно ознакомиться с английской литературой в оригинале. На родину Чуковский вернулся в 1905 году, в самый разгар Первой русской революции, и сразу же стал одним из её активистов. Он дважды посетил броненосец «Потёмкин», передавая письма моряков их родным и близким; основал сатирический журнал «Сигнал», критиковавший правительственную власть. После четвёртого номера его арестовали и судили за «оскорбление величества», но к счастью, в итоге был вынесен оправдательный приговор. Корней Иванович поселился в финском местечке Куоккала, где провёл следующие десять лет. Тут он близко познакомился с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко, придумал с ними юмористический альманах «Чукоккала» (который вёл до самых последних лет жизни), занимался переводами. В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена, которые были хорошо приняты в литературной среде. В эти годы Чуковский известен прежде всего как литературный критик. В своих статьях Корней Иванович активно громил бульварную литературу, защищал от нападок творчество футуристов (хотя сами футуристы не во всём были согласны с его защитой). После революции 1917 года он официально изменил своё имя на «Корней Иванович Чуковский», которое до этого было только псевдонимом, издал несколько литературоведческих работ – «Книга об Александре Блоке» и «Ахматова и Маяковский», начал объёмный аналитический труд по поэзии Некрасова. Постепенно Чуковский всё больше увлекался творчеством для детей. В 1923 году вышли его сказки «Мойдодыр» и «Тараканище», ставшие невероятно популярными (несмотря на постоянные нападки советской критики). Позднее сам Корней Иванович говорил об этом: «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-Цокотух», вообще ничего не писал». Помимо стихотворений для детей, Корнея Ивановича интересовало ещё одно явление – детское словотворчество, процесс овладения детьми речью. Свои наблюдения он собрал в одной книге «От двух до пяти», которая была издана в 1933 году. В 30-ые годы Чуковский много занимался теорией художественного перевода, а также самими переводами – Марка Твена, Оскара Уайльда, Редьярда Киплинга (в том числе и в виде детских пересказов с упрощённым языком). Одним из последних проектов Корнея Чуковского стало издание Библии в пересказе для детей. Над ним работала целая команда дружественных ему писателей и литераторов. Но на пути к осуществлению задумки Чуковскому пришлось столкнуться с огромным сопротивлением советской власти. Прямым указанием было запрещено употреблять в книге слово «Бог». В итоге сначала всё же выпущенный тираж 1968 года, под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды», был полностью уничтожен властями. До читателей книга дошла гораздо позднее, в 1990 году. Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 года. В России Чуковский до сих пор является самым издаваемым детским писателем. На его стихотворных сказках, таких как «Краденное солнце», «Тараканище», «Бармалей», «Айболит», «Мойдодыр» и многих других, выросло не одно поколение детей. По их мотивам снято множество мультфильмов. Дети Корнея Ивановича Лидия Чуковская и Николай Чуковский переняли литературный талант отца и тоже известны как детские писатели. А в Москве с 2007 года ежегодно проводится Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского, на котором за лучшие книги для детей литераторам вручается одноименная премия.