7 февраля – 205 лет со дня рождения английского писателя Чарльза Диккенса.
Чарльз Джон Хаффем Диккенс родился 7 февраля 1812 года в городе Портсмут (Англия). Он был вторым из восьмерых детей своих родителей. Детство выдалось тяжёлым: его отец, чиновник, в 1824 году попал в долговую тюрьму. Чтобы хоть как-то прокормить большую семью и вызволить отца, юному Чарльзу в 12 лет пришлось поступить работником на фабрику ваксы, где он с раннего утра до позднего вечера клеил к банкам этикетки за 6 шиллингов в неделю. Со временем долг был выплачен, и отца отпустили; но это время произвело неизгладимое впечатление на Чарльза. Диккенс всю свою дальнейшую жизнь посвятил борьбе с эксплуатацией детского труда, с нищетой и двойными стандартами британского общества, которое закрывало на происходящее глаза.
В 1824 году Диккенс поступил в Веллингтонскую академию в Лондоне, где проучился до марта 1827 года. Затем устроился на работу клерком юридической фирмы, а позднее – репортёром-стенографистом в журнал «Доктор Коммонс». Полученные здесь навыки позволили ему очень быстро и слово в слово записывать услышанную речь. Со временем Диккенс приобрёл репутацию самого быстрого и аккуратного человека, и он был приглашён к сотрудничеству в газету «Морнинг Хроникл».
Устроившись репортёром, Диккенс ощутил в себе литературный талант. Постепенно он отходил от журналистики, всё больше и больше времени уделяя художественным текстам. Первые его нравоописательные зарисовки выходили в газетном варианте. И вот – первый же его полноценный роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» делает Диккенса знаменитым. Не меньшим успехом пользовались и следующие два произведения – «Приключения Оливера Твиста» и «Николас Никльби». Диккенс умело использовал собственную славу и под прикрытием юмористического и приключенческого повествования поднял важные вопросы о проблемах жизни бедных слоёв населения. Роман оказал настолько большое влияние на общественную жизнь Англии, что привёл к ряду разбирательств в работных домах Лондона и даже отмене некоторых жестоких законов по отношению к малоимущим и детям-рабочим.
Примерно в это же время Диккенс стал главным редактором газеты «Дейли Ньюс», в которой получил возможность выражать свои социально-политические взгляды и влиять на общественное мнение.
Дальнейшее его литературное творчество было не менее успешным. В 1843 году вышла «Рождественская песнь в прозе», которая оказала влияние на мировую литературу в целом, породив собой жанр «рождественского рассказа» (в котором позднее пробовали свои силы такие мастера литературы, как Г.Х. Андерсен, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков и другие). Его романы «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд», «Большие надежды» стали классикой ещё при жизни автора.
Будучи отличным чтецом, Чарльз Диккенс много путешествовал по стране с лекциями и чтением отрывков из своих романов. Диккенс плодотворно работал на протяжении всей своей жизни. Его творческое наследие – около двух десятков романов и повестей, каждый из которых может считаться образцом классики английской литературы.
Умер Чарльз Джон Хаффем Диккенс 9 июня 1870 года, лишь наполовину завершив свой новый детективный роман «Тайна Эдвина Друда». По иронии судьбы, в черновиках не осталось никаких записей о запланированной концовке, и развязка этого романа осталась тайной уже навсегда.
Немалая часть произведений Чарльза Диккенса, в особенности «Приключения Оливера Твиста» и «Рождественская песнь в прозе», неоднократно экранизировались.
20 февраля – 165 лет со дня рождения русского писателя, инженера и путешественника Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (настоящая фамилия – Михайловский) родился 20 февраля 1852 года, в Санкт-Петербурге. Большую часть детства он провёл в Одессе. Изначально получил образование на дому, затем учился в Ришельевской гимназии.
В 1871 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, но через год ушёл, провалившись на экзамене, решив для себя: лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим юристом. С 1872 года Гарин-Михайловский обучался в Институте путей сообщения. На студенческие годы приходится его первый опыт сочинительства, но повесть, которую он отнёс в редакцию одного из журналов, отклонили без объяснений. Эта неудача надолго отбила у Николая желание заниматься литературным творчеством.
В 1878 году выпустился с дипломом инженера и был направлен в Болгарию, где участвовал в строительстве порта и шоссе. В 1879 году, не имея никакого практического опыта, Гарин-Михайловский чудом получил престижную работу на строительстве Бендеро-Галицкой железной дороги. С этого момента его карьера быстро пошла в гору. До 1882 года он участвовал в строительстве железных дорог и портов, служил в Министерстве путей сообщения, но после подал в отставку – по его словам, «за полною неспособностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны, интересы государственные, с другой – личные хозяйские». Гарин-Михайловский приобрёл в Самарской губернии имение и поселился там, намереваясь создать образцовое хозяйство на помещичьих землях и изменить на селе сложившуюся систему общественных отношений в пользу крестьян. Его жена Надежда Валериевна открыла школу, где сама занималась со всеми мальчиками и девочками из деревни.
Дела в имении шли трудно: ему постоянно приходилось преодолевать сопротивление крестьян, которые с недоверием и сомнением встречали любые нововведения. Из-за конфликта местными кулаками была совершена серия поджогов, почти разорившая Гарина-Михайловского. В конце концов, он оставил деревню и вернулся к инженерной деятельности.
В 1886 году Гарин-Михайловский написал документальную повесть «Несколько лет в деревне». Его приятель, состоявший в московском кружке писателей, показал рукопись остальным. Она получила всеобщее одобрение, и к Гарину-Михайловскому пришли с предложением издать книгу в журнале «Русская мысль». Он согласился.
С 1892 года, заложив своё имение, Гарин-Михайловский стал владельцем находящегося в упадке журнала «Русское богатство». В первых трёх номерах получившего вторую жизнь журнала была напечатана его повесть «Детство Тёмы». Тогда же он взял и псевдоним – Гарин, образованный от имени сына Георгия (которого в семье ласково называли «Гаря»). Книга имела успех. Однако Николай не спешил ради творчества расставаться со своей основной профессией инженера.
Как инженер Гарин-Михайловский принимал участие в строительстве многих крупных железнодорожных веток, в том числе – Западно-Сибирской железной дороги. Интересен тот факт, что принятое им решение о постройке моста через Обь требовало множества рабочих рук, и впоследствии рабочий посёлок на этом месте превратился в город Новосибирск. Так что Гарина-Михайловского косвенно можно считать основателем Новосибирска.
Гарин-Михайловский активно выступал в прессе с публицистическими заметками о проблемах развития железнодорожного дела в России. Особенно настойчиво он пропагандировал идею строительства дешёвых узкоколейных железных дорог, что не нравилось министерскому начальству. В итоге от него прямо потребовали прекратить эти выступления, Гарин-Михайловский не смог поступиться принципами и в 1894 году подал в отставку.
В 1898 году Гарин-Михайловский совершил кругосветное путешествие, первую часть которого он проделал вместе с северокорейской экспедицией Петербургского географического общества. Помимо помощи в геологических и картографических исследованиях, Гарин-Михайловский провёл масштабную работу по сбору местного фольклора. За время пребывания в Корее им было записано до 100 корейских сказок и легенд, которые были изданы вместе с путевыми записками, большая их часть – впервые в истории.
Слава Гарина-Михайловского как литератора и путешественника заинтересовала царя Николая II, и вскоре после возвращения из путешествия он был приглашён на аудиенцию с царской семьёй. Гарин-Михайловский остался недоволен встречей: ожидая серьёзных разговоров о планах и проектах, которые Николай Георгиевич готов был предложить царю, он получил только пустую светскую беседу.
Кипучая энергия не оставляла Гарина-Михайловского до последних лет жизни. Он продолжал активно участвовать в литературной и общественной жизни, сотрудничал с марксистскими движениями, был одним из редакторов большевистского журнала «Вестник жизни».
Умер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский 10 декабря 1906 года.
Главным итогом творчества этой многогранной личности стала автобиографическая тетралогия «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», а также сборник «Корейские сказки». Книги эти по сей день издаются и переиздаются. Но одними лишь текстами его наследие не ограничивается. Именно под умелым и чутким руководством Гарина-Михайловского было проведено и построено множество железнодорожных веток по всей стране, которые позволили людям путешествовать между городами как никогда быстро.
27 февраля – 210 лет со дня рождения американского поэта и переводчика Генри Уодсворта Лонгфелло.
Генри Уодсворт Лонгфелло родился 27 февраля 1807 года в Портленде (штат Мэн), в семье адвоката. В детстве он много читал, увлёкся творчеством Вашингтона Ирвинга, что и побудило его создать собственные первые стихотворения.
В 1825 году окончил Боуден-колледж (где учился с другим будущим американским писателем – Натаниэлем Готорном). Ему предложили должность профессора новых языков. Чтобы подготовиться, Лонгфелло три с половиной года путешествовал по Франции, Испании, Италии и Германии, тщательно изучая европейские языки и культуру. Вернувшись из путешествия, до 1835 года он преподавал в Боуден-колледже, женился, выпустил сборник путевых очерков, а после перешёл в Гарвардский университет на такую же должность.
В конце тридцатых годов Лонгфелло стал всё больше времени уделять творчеству. Первый поэтический сборник – «Ночные голоса» – вышел в 1839 году. Стихотворение «Псалом жизни» сразу же прославило его на весь Новый Свет. В дальнейшем он выпустил ещё несколько лирических сборников и автобиографический роман «Гиперион», который, однако, не имел успеха.
В поздние годы жизни Лонгфелло увлёкся жанром поэмы. Из-под его пера в это время вышли такие произведения, как «Эванджелина: Акадийская повесть», «Золотая легенда», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлса Стэндиша», цикл поэм «Рассказы придорожной гостиницы». Основу для сюжетов многих из них Лонгфелло брал в легендах индейцев, народных преданиях англичан и исторических свидетельствах.
В течение нескольких лет Генри Лонгфелло занимался переводом «Божественной комедии» Данте на английский язык. Итогом этой работы стал трёхтомник с нерифмованным, но весьма поэтическим по духу и почти дословным переводом текста.
Умер Генри Уордсворт Лонгфелло 24 марта 1882 года.
В Америке Лонгфелло признан национальным поэтом, его поэма «Эванджелина» вплоть до двадцатого века оставалась настольной книгой каждой американской семьи. «Песнь о Гайавате», написанная по мотивам легенд индейцев оджибве, органически сочетает в себе настроения подлинно народного эпоса коренных жителей Америки и дух нового времени.
28 февраля – 95 лет со дня рождения русского литературоведа, культуролога и пушкиниста Юрия Михайловича Лотмана.
Юрий Михайлович Лотман родился 28 февраля 1922 года, в Петрограде, в семье евреев. Ещё будучи школьником, он из собственного интереса посещал лекции Г.А. Гуковского на филологическом факультете Ленинградского государственного университета, а в 1939 году поступил туда же. Учёбу прервала война.
Вернувшись с войны, Лотман продолжил обучение до 1950 года. По окончании факультета не смог найти работу в Ленинграде и устроился старшим преподавателем Пединститута в Тарту. Впоследствии Юрий Михайлович там же стал заведующим кафедры русской литературы. Благодаря ему Тартуский университет сумел привлечь к себе множество талантливых людей, которые в итоге составили основу Тартуской семиотической школы – целого направления в литературоведении.
Основные исследования Лотмана первой половины жизни были посвящены русской писателям 18-19 века. Новизна его работ – в том, что он активно выявлял соотношения «литературы» и «жизни» и их влияние друг на друга (так, к примеру, он доказал, что подлинный маршрут путешествия Карамзина по Европе отличается от описанного им в «Письмах русского путешественника»). Также Лотман показал, что описываемое географическое пространство в художественных произведениях часто имеет сюжетообразующую функцию.
В 1962 году в Москве прошёл Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. После него Лотман довольно резко изменил направленность своих исследований, почти всё своё время посвящая семиотике. Под его руководством несколько лет подряд проводились летние школы, результатом которых стала знаменитая серия коллективных исследований «Труды по знаковым системам».
Их содержание отчасти противоречило официальной советской идеологии и стало поводом для запретов и преследований. Летние школы прекратились; каждый последующий сборник работ выпускался всё с большим трудом. Но популярность Лотмана только росла. Его труды стали переводить за рубежом.
Во время перестройки исследования Лотмана получили в стране официальное признание. В конце восьмидесятых его пригласили на телевидение, где он создал серию познавательных передач «Беседы о русской культуре». В 1993 году Юрий Михайлович Лотман стал лауреатом академической премии им. А.С. Пушкина за работы «А.С. Пушкин. Биография писателя» и «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». На этом фоне началась новая волна публикаций книг Лотмана, а также его контактов с западноевропейскими университетами. В 1992 в Тартуском университете была официально создана кафедра семиотики.
Умер Юрий Михайлович Лотман в Тарту 28 октября 1993 года.
В отечественной науке его работы стали основополагающими в плане изучения знаков и знаковых систем, а труды, посвящённые строению текста у А.С. Пушкина и других русских писателей, во многом определили дальнейший путь научных изысканий литературоведов последующих лет.
28 февраля – 55 лет со дня рождения писательницы и семейного психолога Екатерины Вадимовны Мурашовой.
Екатерина Вадимовна Мурашова родилась 22 февраля 1962 года, в Ленинграде, и большую часть жизни прожила там.
Окончила Ленинградский государственный университет, причём дважды: в первый раз биологический факультет и потом, почти десять лет спустя, психологический. Кем только она не успела поработать за эти годы: мотальщицей на ткацкой фабрике, рабочим по уходу за животными в зоопарке и цирке шапито, научным сотрудником на кафедре эмбриологии и в Институте экспериментальной медицины. Екатерине довелось объездить с научными экспедициями весь Советский Союз, от Баренцева моря до Сахалина.
Писать Мурашова начала ещё со школьных лет. Её рукописные тетрадки пользовались популярностью, ходили по рукам и, в конце концов, попадали в руки директора школы. По словам Екатерины, «меня вызывали, пытались разбираться, кого я там вывела». Со временем детское увлечение переросло в одно из главных занятий жизни. В 1989 году в сборнике «Дружба» была напечатана повесть «Талисман». Это была её первая публикация. С тех пор Екатерина Вадимовна написала полтора десятка художественных книг («Барабашка – это я», «Дверь, открытая всегда», трилогия «Анжелика и Кай» и другие), и ещё семь – по детской возрастной психологии.
Ещё в рукописи её повесть «Класс коррекции» была награждена Второй премией международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого, а в 2006 году была отмечена Национальной детской премией «Заветная мечта» (номинация «Трудный разговор»). В 2007 году Екатерина Вадимовна получила эту премию снова – в этот раз за книгу «Гвардия тревоги». А в 2010 году её включили в список номинантов Международной литературной премии памяти Астрид Линдгрен.
В данный момент Мурашова проживает в Санкт-Петербурге, является практикующим семейным психологом. Состоит в Союзе писателей Санкт-Петербурга.
В 2006 году на «Радио России» выходил радиоспектакль по мотивам её произведения «Одно чудо на всю жизнь». А по повести «Класс коррекции» в 2014 году режиссёром Иваном Твердовским был снят одноимённый фильм, получивший несколько престижных кинопремий «За лучшую режиссёрскую работу», «За лучшую женскую роль» и другие.