24-30 марта – Неделя детской и юношеской книги
Каждый год весной, во время весенних школьных каникул, во всех библиотеках нашей страны проходит Неделя детской и юношеской книги. Отмечают «Книжкины именины» уже более 70 лет. Впервые праздник детской книги прошёл 26 марта 1943 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов по инициативе детского писателя Льва Абрамовича Кассиля. Участники и очевидцы этой первой детской Недели вспоминают: «Ранним утром 26 марта 1943 года - это была пятница - из станций метро «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в стоптанных башмаках, залатанных валенках, стареньких курточках. Но глаза... ребячьи глаза горят, оживление нарастает по мере приближения к известнейшему в мире зданию. Здесь прямо у входа их встречают мужчина и женщина - оба в военной форме. Майор с орденом Красной Звезды - директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина. И Лев Абрамович Кассиль в командирском морском кителе с орденом «Знак Почета». Так впервые отмечался этот весенний праздник надежды, но продолжался он всего один день». Уже со следующего, 1944 года, праздник детской книги стал проходить неделю, а проводили его не только в Москве, но и в других городах и сёлах страны. Только один раз Неделя детской книги проводилась не весною, а осенью – в победном 1945 году. В той памятной Неделе приняли участие известные детские писатели Михаил Пришвин, Самуил Маршак, Агния Барто, Константин Паустовский, Сергей Михалков и многие другие. Вместе с юными читателями они почтили память писателей, которые так и не вернулись с Великой Отечественной Войны. «Книжкина неделя» стала праздником, где юные читатели могут встретиться и пообщаться с любимыми писателями и поэтами, узнать о самых последних книжных новинках, побывать на открытых площадках и интересных мероприятиях. Такой праздник есть у детей не только в России, но и во Франции, США, Швейцарии. Неделя детской и юношеской книги – это праздник для всех, кому не безразлична книга и книжная культура. Красноярская краевая детская библиотека, начиная с 2011 года, проводит праздничное Открытие краевой Недели детской книги.

8 марта – 110 лет со дня рождения режиссера, киносказочника Александра Артуровича Роу.
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец в семье ирландского инженера Артура Говарда Роу. У маленького Александра было тяжёлое детство: с 10 лет ему пришлось работать, торгуя галстуками, сумками, шарфами и прочими мелкими товарами, чтобы поддерживать больную маму. Но, несмотря на нелёгкую жизнь, Александр окончил семилетнюю школу и поступил в промышленно-экономический техникум. Учёбу в техникуме Роу совмещал с работой – с 1921 года он работает в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума Александр Роу перевёлся в киношколу Б.В.Чайковского, которую окончил только в 1930 году. После окончания киношколы Чайковского Роу начинает работать на киностудии «Межрабпомфильм» ассистентом у известного режиссёра Якова Протазанова, снова совмещая работу с учёбой в Драматическом техникуме им. М.Н.Ермоловой. В качестве ассистента режиссёра Роу участвовал в съёмках фильмов «Марионетки»(1934), «Бесприданница»(1936), «О странностях любви»(1936) и «Белеет парус одинокий»(1937). С 1937 года Роу становится одним из режиссёров киностудии «Союздетфильм» (позднее – ЦКДЮФ имени М.Горького). Первой самостоятельной работой Александра Артуровича стал фильм-сказка «По щучьему веленью»(1938). С этого момента именно сказочное кино для зрителей всех возрастов стало основной темой его творчества. Следующая картина «Василиса Прекрасная»(1939) принесла Роу всероссийскую известность: история борьбы добра и зла была воплощена на экране благодаря Сергею Столярову в роли сказочно русского богатыря и Георгию Милляру в роли Бабы Яги. Дуэт актёров продолжал сказочное противостояние в «Кащее Бессмертном»(1944). От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, грим актёров и декорации прорабатывались всё более и более тщательно. «Майская ночь, или Утопленница»(1952), «Тайна горного озера»(1954), «Новые похождения кота в сапогах»(1957) надолго запомнились своими красочными персонажами и яркой игрой актёров нескольким поколениям зрителей. У Александра Артуровича были свои любимые актёры, между которыми он старался распределить роли основных персонажей – Роу был уверен, что эти люди справятся с его сухой, а временами очень жёсткой, постановкой задач во время съёмки. Из-за этого некоторым «любимым» актёрам Роу приходилось играть сразу нескольких персонажей: так в фильме «Королевство кривых зеркал»(1963) Георгий Милляр сыграл Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующую королеву. За свою долгую режиссёрскую карьеру Александр Артурович Роу снял 16 фильмов-сказок, экранизируя русский фольклор, народные сказки и их литературные обработки. Роу старался донести до зрителей не только её содержание и «урок» для добрых молодцев, но и ту неуловимую сказочную душу, в которой заключены нравственные традиции родной страны. Киносказки Роу с помощью современных на тот момент спецэффектов возродили для многих ребят волшебство и магию настоящей сказки. Александр Артурович был не только талантливым режиссёром, он сам написал сценарии для фильмов «Кащей Бессмертный»(1944), «День чудесных впечатлений»(1949), «Хрустальный башмачок»(1960), «Вечера на хуторе близ Диканьки»(1961), «Варвара-краса, длинная коса»(1969) и «Золотые рога»(1972). Последний фильм по сценарию Александра Артуровича «Финист – Ясный Сокол» был снят режиссёром Геннадием Васильевым в 1975 году, уже после смерти Роу. Умер Александр Артурович Роу 28 декабря 1973 года в Москве.



13 марта – 80 лет со дня рождения русского писателя Геннадия Николаевича Машкина
Геннадий Николаевич Машкин родился 13 марта 1936 года в Хабаровске. Семья некоторое время жила в Хабаровске, а затем переехала на Южный Сахалин. Гена рос общительным и любознательным мальчиком, с неистребимой тягой к открытиям и приключениям. Это стремление к новому и неизведанному повлияло и на выбор будущей профессии – Геннадий решил стать инженером-геологом и в 1959 году окончил Иркутский горнометаллургический институт. Свое первое произведение Геннадий Николаевич опубликовал ещё во время учёбы в институте – рассказ «Мелодии над Ангарой» появился в газете «Советская молодёжь» в 1957 году. Но в «большую» литературу Машкин пришел как автор повести «Синее море, белый пароход» которая впервые была опубликована только в 1965 году в журнале «Юность». Публикация повести могла и не состояться: годом ранее автор и рукопись чуть не утонули в реке Мамакан во время одной из геологических экспедиций. Но друзья успели спасти молодого писателя, а вот рукопись после этого случая Машкин редактировал ещё целый год. Повесть «Синее море, белый пароход» издавалась более 15 раз и была переведена на 15 языков, в том числе на английский, испанский, французский и японский. Почему эта история так захватила читателей всего мира? Потому, что история-воспоминание о жизни бок о бок русских и японских ребят, о жизни в послевоенное время, ставила перед читателем актуальный вопрос: как жить рядом с тем, кто совсем недавно был твоим врагом? Но оказалось, что время всё расставляет по своим местам. Барьеры вражды неминуемо рушатся, а вчерашние враги становятся новыми друзьями. Произведения Геннадия Николаевича публиковались в журналах «Юность», «Сибирские огни», «Байкал», «Сибирь», «Сибирячок», «День и ночь», альманахе «Ангара» и многих других. Машкин – автор 15 очерков, 77 рассказов, 19 повестей и 5 романов, среди которых самыми любимыми для читателей стали повести «Синее море, белый пароход», «Родительский день», «Егор, сын охотника», рассказы «Лютня» и «Вечная мерзлота», романы «Открытие» и «Письменная работа» и многие другие произведения. Умер Геннадий Николаевич Машкин 23 января 2005 года в Иркутске.



16 февраля – 80 лет со дня рождения русского писателя Геннадия Павловича Михасенко
Геннадий Павлович Михасенко родился 16 февраля 1936 года в Славгороде Алтайского края. Детство его прошло в деревне Кандаурово в Новосибирской области, куда его мама переехала с началом Великой Отечественной войны. Отец Геннадия Павловича с первых дней войны ушёл на фронт. После окончания Новосибирского инженерно-строительного института в 1959 году Геннадий Павлович попросил назначение на строительство Братской ГЭС. Так небольшой город Братск стал неразрывно связан с рабочей и литературной судьбой Михасенко. В год окончания института в журнале «Сибирские огни» была опубликована и первая повесть Михасенко – «Кандаурские мальчишки». Повесть написана от лица десятилетнего мальчика и рассказывает о том, как в годы войны в глубоком тылу, в простой сибирской деревне, жили и работали дети и взрослые. Но мальчишки – они всегда мальчишки: даже среди тревог и забот у них находится время и для озорства. «Кандаурские мальчишки» были тепло приняты читателями и критиками. В Братске Геннадий Павлович совмещает свою основную специальность и писательский труд. Михасенко-инженер работает мастером на заводе железобетонных изделий, а затем начальником конструкторского отдела управления производственных предприятий. А в это же время Михасенко-писатель создаёт повести «В союзе с Аристотелем», «Пятая четверть», «Неугомонные бездельники». «Целых 7 лет уживались во мне инженер и писатель, - вспоминал Геннадий Павлович. - Но я все же понял: эти два «зайца» не дадут мне стать мастером ни в одном из двух этих дел. Пришлось сделать выбор!» И Геннадий Павлович выбрал тот путь, к которому всегда лежала душа – стал детским писателем. В 1974 в журнале «Юность» была напечатана самая известная повесть Михасенко – «Милый Эп». Эп – это прозвище главного героя повести Аскольда Эпова, который взрослеет и ищет себя, ошибается, набивает шишки, отчаивается, но и переживает свои первые радости, первую любовь. У романтического Эпа есть и друг – прагматик Август Шулин (для друзей – просто «Авга», а для насмешников – «Граф»), который интересен и близок современному читателю. Геннадий Павлович долгое время работал в детском спортивно-морском лагере «Варяг», живущий по всем законам флота. Работа в лагере и общение с ребятами послужила толчком для создания произведений «Я дружу с Бабой-Ягой» и «Гладиатор дед Сергей». Геннадий Павлович создал и несколько пьес и пьес-сказок для ребят младшего возраста: «Мечудар», «Остров Тэнга», «Желудёвые человечки», «Тирлямы в подземном королевстве», «Земленыр, или Каскад приключений». Герои Михасенко живут и думают, любят и ненавидят как настоящие девчонки и мальчишки. Они размышляют о вечных и самых главных вопросах: что такое любовь и как поступить, если ты её любишь, а она тебя – нет? Или: что такое настоящая дружба и как быть, если ты своему другу доверял больше себя самого, а он тебя предал? И что же в это жизни хорошо, а что – плохо? По произведениям Геннадия Павловича были сняты два фильма: «Пятая четверть»(1972) режиссера Григория Аронова и «Милый Эп»(1991) режиссера Олега Фомина. Умер Геннадий Павлович Михасенко 4 июня 1994 года в Братске.



18 марта – 60 лет со дня рождения художника-иллюстратора Евгения Абрамовича Антоненкова

Евгений Абрамович Антоненков родился 18 марта 1956 года. Окончил Московский полиграфический институт. Создавать иллюстрации к детским книжкам Евгений Абрамович стал совершенно случайно: однажды в издательстве «Русский язык» кто-то из художников заболел, и знакомый Антоненкова попросил Евгения Абрамовича срочно «спасти книгу». Первой детской книжкой, которую проиллюстрировал Антоненков, стал «Слоненок, который пошел учиться» Давида Самойлова. Евгению Абрамовичу так понравилось рисовать картинки для детей, что он решил посветить эту свою карьеру. Художником-иллюстратором Евгений Абрамович работает уже 35 лет, и более 15 из них он является главным художником ведущих российских издательств, таких как «Росмэн», «Махаон» и другие. Сотрудничает Антоненков не только с российскими издательствами: книжки с его иллюстрациями выходят в Германии, Франции, Бельгии, США, Корее, Японии. А еще Евгений Абрамович постоянный участник престижных международных выставок – в 2008 году книга «Тубер-бумбер» Юнны Петровны Мориц с иллюстрациями Антоненкова была признана лучшей книгой года, а в 2009 и 2010 годах Евгений Абрамович был номинирован на международную премию Астрид Линдгрен. Любимая техники Евгения Абрамовича – акварель, перо и бумага, а также смешанная техника. Именно поэтому его иллюстрации, яркие, современные и необычные, сразу выделяются среди прочих. В весёлые картинки Антоненкова юные читатели и их родители влюбляются с первого взгляда. Секрет такой привязанности «с первого взгляда» прост: Евгений Абрамович рисует только то, что ему самому по душе. За свою долгую творческую карьеру Антоненков создал иллюстрации более чем к 30 книгам, в том числе к таким, как «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэррола, «Чипполино» Джанни Родари и «Винни-Пух». Алана Милна, а еще к стихам и сказкам Самуила Маршака и Корнея Чуковского, «Глупой лошади» Вадима Левина, к сборникам стихов «Тумбер-бумбер» и «Крыша ехала домой» Юнны Мориц.



27 марта – 135 лет со дня рождения русского писателя-юмориста и театрального критика Аркадия Тимофеевича Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 27 марта 1881 года в Севастополе в семье купца Тимофея Петровича Аверченко. В детстве Аркадий не получил никакого образования, так как у него было плохое зрение. Когда Аверченко был маленьким, то часто болел и не мог долго заниматься. Несмотря на слабое здоровье, работать Аверченко начал рано - в 15 лет. Первой работой Аркадия стала должность писца в транспортной конторе Севастополя. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также в рассказе «О пароходных гудках». После переезда в Харьков в 1903 году, совмещая службу и писательство, Аверченко публикует свои первые рассказы: «Как мне пришлось застраховать жизнь» (позднее был исправлен и публиковался под названиями «Рыцарь индустрии» и «Господин Цацкин») и «Праведник» (1904). В 1906-1907 годах, Аверченко, совершенно забросив службу, редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч»: почти все разделы этих журналов писатель ведёт в одиночку под многочисленными псевдонимами. Но интересы и творческие порывы Аркадия Тимофеевича не встречают отклика у членов правления и в 1908 году писатель вынужден уехать в Санкт-Петербург. В Петербурге Аверченко работает сотрудником журнала «Стрекоза» Михаила Германовича Корнфельда – известного книгоиздателя. В том же году группа молодых сотрудников «Стрекозы» решает издавать новый журнал «Сатирикон», в котором Аверченко стал секретарём и редактором. Журнал «Сатирикон» быстро обрёл огромную популярность во много благодаря работе Аркадия Тимофеевича: по мотивам рассказов ставились пьесы во многих театрах страны. Аверченко издает «Сатирикон» вместе с известными писателями, поэтами и художниками – Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Николаем Ремизовым, Владимиром Маяковским, Борисом Кустодиевым и многими другими. Аркадий Тимофеевич затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к глупому обывателю или к бездумной толпе. После Октябрьской революции в 1918 году журнал «Новый сатирикон» (идейное продолжение «Сатирикона») был закрыт. Аверченко негативно относился к изменениям в стране после революции и в 1920 году уехал в Константинополь. В 1922 году Аверченко перебрался в Прагу на постоянное место жительства. Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко - этому ощущению были посвящены многие его произведения, например рассказ «Трагедия русского писателя». Мир для Аверченко, как и для многих его соотечественников, был разделён на два лагеря «старой» и «новой» России. Эти трагические ощущения наполняют очень многие произведения Аверченко, где под сатирой прячется горечь и усталость. Последней работой писателя стал роман «Штука Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, но изданный в 1925году в Праге, уже после его смерти писателя. Произведения Аверченко несколько раз были экранизированы: в 1914 году вышел фильм «Сила сопротивления» (другое название «Что ей самое обидное») режиссёра Евгения Бауэра, к которому Аркадий Тимофеевмч писал сценарий, а в 1963 году – телефильм «Крыса на подносе» режиссёра Андрея Тутышкина. Умер Аркадий Тимофеевич Аверченко 12 марта 1925 года в Праге, Чехия.

<

27 марта – 60 лет со дня рождения венгерского писателя, сценариста Пала Бекеша

Пал Бекеш родился 27 марта 1956 года в Будапеште. Бекеш окончил факультет искусств будапештского Университета Эштвона Лорана, английского и сравнительного литературоведения. И профессиональная и творческая судьба Бекеша оказалась неразрывно связана с литературой. Такой выбор Пал Бекеш сделал совершенно осознано, ведь будущий писатель просто не представлял себе жизни без литературы и писательства. Первая книга Пала Бекеша была опубликована, когда автору было всего 23 года. Перед тем как стать детским писателем, Бекеш попробовал себя в самых разных профессиях: от учителя литературы в школе до старшего редактора литературных и театральных программ на телеканале MTV. А с 2005 года Пал Бекеш стал председателем венгерского отделения Международного Совета по книгам для детей младшего возраста. Пал Бекеш в первую очередь известен как детский писатель: его книги переведены на множество языков. Благодаря талантливейшей переводчице Татьяне Воронкиной русскоязычным читателям известны такие книги Бекеша, как «Горе-волшебник»(2003), «Сокровища на улице Сына Белой Лошади» (2010), «Барсук с нашего двора» (2013), «Победитель страха» (2012) и многие другие. В своих произведениях Бекеш создаёт новую сказку для тех, кто вместо просторных полей и дремучих лесов, вместо старинных переулков и сказочных замков, для тех, кто живет и изо дня в день видит одинаковые серые многоэтажки. Писатель вернул детям городских новостроек ту сказку, которая практически исчезла из повседневной жизни…сделав именно эту жизнь новой сказкой! Герои Бекеша живут бок о бок с простыми людьми: Жужика Шуршалкина, самого рассеянного выпускника школы волшебства, направляют работать в обычное районное управление магии, а барсук Михейскорняжкин - не герой и не защитник, а обыкновенный сосед по лестничной площадке. Да и имена у наших героев совсем «негеройские»: Уборщик, Чутьчутик, Пылемет, Трусишка и многие другие. Сражаются наши герои не только со страшными чудовищами: сосед-барсук поможет понять, что в мире есть место не только пользе, но и красоте, горе-волшебник – вернуть веру в сказки, исправитель недостатков – доказать, что измениться никогда не поздно, а герои книги «Победитель страха» вместе с читателем сами разбираются насколько у страхов «глаза велики». Пал Бекеш известен не только как писатель, но и как драматург, сценарист и переводчик. Он написал сценарии к таким телефильмам, как «Их собственный остров»(2001), «Комета»(1998), «Книга джунглей»(2005), «Алмаз-мучитель»(1996) и многих других. Умер Пал Бекеш 28 марта 2010 года в Будапеште, Венгрия.

<