13 февраля – 135 лет со дня рождения английской писательницы Элинор Фарджон
Элинор Фарджон родилась 13 февраля 1881 года в Англии. Отец Элинор, Бенджамин Фарджон, был писателем. Девочка росла в дружной и талантливой семье: у Элинор было целых три брата, один из которых, когда вырос, писал музыку для опер, а другой - стихотворения. Отец сам занимался воспитанием и образованием детей, а самым любимым семейным развлечением были домашние спектакли. А еще Бенджамин Фарджон часто читал своим детям вслух, и каждое воскресенье дарил новые книги, которые были для детей самым дорогим и ценным подарком. «Книги покрывали стены столовой, переливались в гостиную матери и в спальни наверху. Нам казалось, что жить без одежды было бы естественнее, чем без книг. Не читать было также странно, как не есть» - вспоминала Элинор. Именно Бенджамин Фарджон первым поддержал литературные опыты дочери: он читал первые стихи Нелли (так звали Элинор в семье), её сказки и пересказы мифов и притч. Девочка всегда очень ценила советы отца. Прошли годы, Элинор Фарджон выросла, но так и не сумела забыть ту волшебную книжную атмосферу, которой жила в детстве. Даже сборник своих лучших сказок она назвала «Маленькая библиотечка»(1955) — в честь комнаты в доме её родителей, где маленькая Элинор провела множество прекрасных часов. Первая книга Фарджон – сборник стихов «Детские песенки старого Лондона» - вышла в 1916 году. В сборнике - стихи, посвященные самому сердцу Лондона, его старинным церквам и колоколам. Серьёзной писательской работой Фарджон начинает заниматься только в начале 1920-ых: Нелли пишет сборники стихов с братом Гербертом и самостоятельно, а вместе с братом Хэрри создаёт оперу «Хрустальный башмачок», и, конечно, Элинор пишет множество сказок. Под пером Фарджон самые невероятные события становятся простыми и достоверными, а самые диковинные персонажи – понятными и близкими. Фарджон, словно сама Старая Нянюшка за штопкой очередного чулка, («Сказки старой Нянюшки», 1931) рассказывает истории так увлекательно, будто все эти чудеса были на самом деле, буквально вчера. И вот уже кажется, что мы собственными глазами видели, как правая пятка Берты Златоножки чеканила золотые монеты или как испанская инфанта вылечилась от гордости, видели и знаем, что случилось с малюсенькой Китайской Принцессой. Стиль Элинор Фарджон поражает простотой и изяществом, он создает удивительное ощущение легкости. И в то же время сказки Фарджон не такие уж и «сказочные»: а может быть непослушные мальчишки Гримм, Элси Пиддок, Китайская принцесса, морское дитятко на самом деле…наши друзья и знакомые? Кто знает? Ведь в своих сказках Нелли Фарджон «умеет рассказывать такую правду, которая почище любого вранья». Элинор Фарджон написала около 60 книг для детей и взрослых: сказки, притчи, стихи, пьесы. Она не стремилась к славе, и, как и подобает волшебнице, сторонилась суеты. И хотя истинный талант не ищет славы и признания, в 1956 году Фаржон стала первым лауреатом премии имени Ганса Христиана Андерсена. Умерла Элинор Фарджон 5 июня 1965 года в Лондоне, Великобритания.



15 февраля – 110 лет со дня рождения татарского поэта Мусы Мустафовича Джалиля
Муса Джалиль (полное имя Муса Мустафович Залилов (Джалилов) родился 15 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской губернии. Муса был шестым ребёнком в семье крестьянина Мустафы Залилова. Когда Муса был маленьким, то любил слушать протяжные татарские песни, которые пел его мама Рахима, и обожал сказки бабушки Гильми. Сказки эти часто были очень страшные: про дива, про подземное царство и храброго батыра, побеждающего злые силы. Но даже у самых страшных сказок всегда был счастливый конец. Первые стихи Муса написал в 9 лет, но держал их в большом секрете: только раз он прочитал два стихотворения своей подруге Марьям – в них описывалась красота родной деревни и встреча весеннего солнышка. Эти первые поэтические опыты, к сожалению, не сохранились. Зато сохранились воспоминания одноклассников о первых драматических произведениях Мусы: в 11 лет ученики школы, где учился будущий поэт, сыграли спектакли по его пьесам «Варенье» и «Злодей». Драма «Злодей» даже была поставлена на сцене Оренбургского городского театра и имела успех у зрителей. В 1931 году Джалиль закончил литературный факультет МГУ, а после университета работал редактором нескольких татарских детских журналов, завотделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист». В 1932 году вышли два больших поэтических сборника Мусы: «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы». В поэзии Мусы Джалиля сочетаются противоположные чувства: мягкость, созерцательность и душевная теплота, а с другой стороны - твердая воля, упорство и справедливость. Джалиль всегда писал быстро, как бы стремясь поскорее передать бумаге задуманное. В 1941 году Муса Джалиль был призван в Красную Армию. Поэт воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага». 26 июня 1942 года Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в немецкий плен. Но даже в таких условиях Муса продолжал бороться с врагом – для этого пришлось даже вступить в сформированный немцами легион «Идель-Урал». Джалиль организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных. В 1943 году благодаря стараниям Мусы Джалиля и его боевых товарищей в Витебске было поднято восстание, в ходе которого бойцы с оружием покинули город и присоединились к белорусским партизанам. В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля. В концлагере Джалиль продолжал писать и создал более 100 стихотворений. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине. Подвиг поэта и его стихи так и остался бы забытыми, но сама судьба вмешалась: в 1946 году военнопленный Нигмат Терегулов принёс в Союз писателей Татарии первый блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из консульства в Брюсселе пришли вторая тетрадь – её вынес сидевший в одной камере с Джалилем Андре Тиммерманс. Третью тетрадь на родину передал Габбас Шарипов, а еще одну тетрадь в консульство в Риме передал Казим Миршан. Но след этих тетрадей утерян. «Моабитские тетради» – лирический дневник в стихах, запечатлевший живые переживания поэта-узника. В них есть и тяжесть неволи, и жгучая тоска по свободе, и боль любящего и страдающего сердца. В заточении поэт создал самые глубокие и совершенные свои стихи: «Мои песни», «Не верь!», «Палачу», «Мой подарок» и многие другие. В этих стихах навсегда запечатлен Муса Джалиль, который любил свою Родину, свой народ и был связан с ними тысячами живых нитей – память о таком человеке никогда не померкнет и исчезнет.



16 февраля – 185 лет со дня рождения русского писателя Николая Семеновича Лескова
Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в сельце Горохове, Орловской губернии. Отец Лескова, Семён Дмитриевич, был заседателем Орловской уголовной палаты. Раннее детство Николая Семёновича прошло в Орле. Первые детские впечатления о городе и его жителях, как и рассказы бабушки Александры Васильевны Колобовой, будут использованы Лесковым во многих произведениях. В августе 1841 года в 10 лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Но учился будущий писатель из рук вон плохо: через пять лет Лесков получил свидетельство об окончании лишь двух классов. В 1857 году Николай Семёнович поступил в фирму Александра Шкотта, мужа своей тётки. Благодаря этой службе Лесков объехал многие города и деревни России, что, по его собственным воспоминаниям («Заметка о себе самом», 1890) помогло ему собрать «большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений». Именно эти «сведения» и впечатления легли в основу произведений Лескова. С июня 1860 года Николай Семёнович начинал публиковать в петербургских газетах, а уже через год в печати появились его первые рассказы – «Погасшее дело» (позднее Лесков изменил название на «Засуха»), «Разбойник» и «В тарантасе». Первые свои произведения Николай Семёнович публиковал под псевдонимами, самым известным из которых был «М. Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Псаломщик», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов» и многие другие. Широкую известность Лесков приобрел после вышедшего в 1864 году романа «Некуда», в котором изображены современные автору революционеры и нигилисты. Публикация романа вызвала настоящий скандал, ведь в нём в неприглядном свете были изображены легко узнаваемые реальные люди и близкие к ним литераторы. К сожалению, освободиться от репутации «провокатора» Лесков смог только на склоне жизни. Несмотря на постоянные негативные выпады в свой адрес, Лесков продолжает писать и публиковать свои произведения: в 1865 году выходит трагическая история «Леди Макбет Мценского уезда», в 1872 году – роман-хроника о жизни провинциального духовенства «Соборяне», в 1873 году – повести «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел», в 1883 году – рассказ «Тупейный художник» и «Зверь», в 1887 году – «Человек на часах». Последнее произведение Лескова «Заячий ремиз» был опубликовано уже после смерти автора в 1917 году. Талант Лескова каждый читатель открывает для себя по-своему, но одно произведение Николая Семёновича занимает особое место – сказ «Левша»(1881). Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, странные для образованного читателя поступки «простого», но гениального Левши – сказ этот включает в себя все главные темы, о которых писал и думал Николай Семёнович Лесков. Левша стал олицетворением талантов русского народа, он бескорыстный и неподкупный. А ещё этот русский чудо-мастер робеет перед чиновниками, и его неподкупность неразрывно связана с ощущением собственной незначительности, он привык к угрозам и побоям. Левша соединяет в себе все достоинства и пороки русского человека. Произведения Лескова были экранизированы несколько раз: по повести «Леди Макбет Мценского уезда» в 1962 году на экраны вышел фильм польского режиссёра Анджея Вайды «Сибирская леди Макбет», а в 1989 году экранизацию этой повести снял Роман Балаян. В 1992 году Наталья Бондарчук сняла фильм «Господи, услыши молитву мою» (название телеверсии – «Просите, и будет вам») по мотивам рассказа Лескова «Зверь». Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге.



16 февраля – 80 лет со дня рождения русского писателя Геннадия Павловича Михасенко
Геннадий Павлович Михасенко родился 16 февраля 1936 года в Славгороде Алтайского края. Детство его прошло в деревне Кандаурово в Новосибирской области, куда его мама переехала с началом Великой Отечественной войны. Отец Геннадия Павловича с первых дней войны ушёл на фронт. После окончания Новосибирского инженерно-строительного института в 1959 году Геннадий Павлович попросил назначение на строительство Братской ГЭС. Так небольшой город Братск стал неразрывно связан с рабочей и литературной судьбой Михасенко. В год окончания института в журнале «Сибирские огни» была опубликована и первая повесть Михасенко – «Кандаурские мальчишки». Повесть написана от лица десятилетнего мальчика и рассказывает о том, как в годы войны в глубоком тылу, в простой сибирской деревне, жили и работали дети и взрослые. Но мальчишки – они всегда мальчишки: даже среди тревог и забот у них находится время и для озорства. «Кандаурские мальчишки» были тепло приняты читателями и критиками. В Братске Геннадий Павлович совмещает свою основную специальность и писательский труд. Михасенко-инженер работает мастером на заводе железобетонных изделий, а затем начальником конструкторского отдела управления производственных предприятий. А в это же время Михасенко-писатель создаёт повести «В союзе с Аристотелем», «Пятая четверть», «Неугомонные бездельники». «Целых 7 лет уживались во мне инженер и писатель, - вспоминал Геннадий Павлович. - Но я все же понял: эти два «зайца» не дадут мне стать мастером ни в одном из двух этих дел. Пришлось сделать выбор!» И Геннадий Павлович выбрал тот путь, к которому всегда лежала душа – стал детским писателем. В 1974 в журнале «Юность» была напечатана самая известная повесть Михасенко – «Милый Эп». Эп – это прозвище главного героя повести Аскольда Эпова, который взрослеет и ищет себя, ошибается, набивает шишки, отчаивается, но и переживает свои первые радости, первую любовь. У романтического Эпа есть и друг – прагматик Август Шулин (для друзей – просто «Авга», а для насмешников – «Граф»), который интересен и близок современному читателю. Геннадий Павлович долгое время работал в детском спортивно-морском лагере «Варяг», живущий по всем законам флота. Работа в лагере и общение с ребятами послужила толчком для создания произведений «Я дружу с Бабой-Ягой» и «Гладиатор дед Сергей». Геннадий Павлович создал и несколько пьес и пьес-сказок для ребят младшего возраста: «Мечудар», «Остров Тэнга», «Желудёвые человечки», «Тирлямы в подземном королевстве», «Земленыр, или Каскад приключений». Герои Михасенко живут и думают, любят и ненавидят как настоящие девчонки и мальчишки. Они размышляют о вечных и самых главных вопросах: что такое любовь и как поступить, если ты её любишь, а она тебя – нет? Или: что такое настоящая дружба и как быть, если ты своему другу доверял больше себя самого, а он тебя предал? И что же в это жизни хорошо, а что – плохо? По произведениям Геннадия Павловича были сняты два фильма: «Пятая четверть»(1972) режиссера Григория Аронова и «Милый Эп»(1991) режиссера Олега Фомина. Умер Геннадий Павлович Михасенко 4 июня 1994 года в Братске.



17 февраля – 110 лет со дня рождения русской поэтессы Агнии Львовны Барто

Агния Львовна Барто родилась 17 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова. Вспоминать о детских годах Барто не любила и о тех годах мы знаем очень мало: у Агнии была няня из деревни, в детстве Барто очень боялась грозы, часто слышала, как под окном играет шарманка, а читать научилась по книгам для детей Льва Николаевича Толстого. Вот и всё. Первые свои стихи Агния начала писать еще в гимназии. Как и все подруги, Агния Барто была страстной поклонницей молодой Ахматовой, и первые поэтические опыты Агнии были полны «сероглазых королей», «смуглых отроков» и «сжатыми под вуалью руками». Первые книжки стихов для детей Агнии Львовны были опубликованы в 1925 году – «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Беседы со знаменитыми писателями в эти годы, особенно с Владимиром Владимировичем Маяковским, помогают Барто выбирать тематику своих стихотворений. Барто понимает, что для детей должна быть другая, совершенно новая поэзия. Агния Львовна много работает, и сборники её стихов выходят регулярно: «Братишки»(1928), «Мальчик наоборот»(1934), «Игрушки»(1936), «Снегирь» (1939). Во время Великой Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте. После войны, в 1940-1950 годы Барто продолжала работать над новыми сборниками: «Первоклассница», «Веселые стихи», «Стихи детям». А в 1947 году была опубликована поэма Барто «Звенигород» - рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. С этой поэмой связана удивительная история: после выхода поэмы ей пришло письмо от одинокой женщины, во время войны потерявшей свою восьмилетнюю дочь. Обрывки детских воспоминаний в тексте поэмы показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с ее дочерью, пропавшей во время войны. Так оно и оказалось - мать и дочь встретились спустя десять лет. За свою жизнь Агния Львовна соединила почти тысячу разрушенных войной жизней. «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу...», «Уронили Мишку на пол…», «Мы с Тамарой ходим парой…», «Зайку бросила хозяйка…», «Весна, весна на улице…» - первые строки многих стихотворений Агнии Львовны навсегда остаются. Каждый ребёнок читал, запоминал или пересказывал родителям звонкие и лёгкие стихи Барто. Эти стихи стали ярким лучиком, который связывает мир взрослых с тёплыми воспоминаниями детства. И связь эта не пропадает и не ослабевает. Агния Львовна написала сценарии и к нескольким кинофильмам: «Подкидыш»(1939) режиссёра Татьяны Лукашевич, «Слон и верёвочка» (1945) режиссёра Ильи Фрэза и «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) режиссёра Анатолия Граника. Умерла Агния Львовна Барто 1 апреля 1981 года в Москве.