12 января – 140 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона
Джек Лондон (настоящее имя - Джон Гриффит Чейни) родился 12 января 1876 года в городе Сан-Франциско. Его мама, Флора Веллман, была учительницей музыки и увлекалась спиритизмом, а отец, Вильям Чейни, был известным астрологом. Маленького Джека воспитывала его няня – Вирджиния Прентисс, чей образ навсегда остался в памяти будущего писателя. Фамилию «Лондон» Джек получил от своего отчима Джона Лондона, ветерана Гражданской войны. Джек быстро подружился со своими сводными сестрами, особенно со старшей сестрой Элизой, которая стала его верным другом и ангелом-хранителем. Джек Лондон рано начал самостоятельно зарабатывать. Школьником он продавал утренние и вечерние газеты, а по выходным подрабатывал в кегельбане. В четырнадцать лет Лондон поступил на консервную фабрику рабочим. Бросив тяжелый и изматывающий труд на фабрике, Лондон за 300 долларов, одолженных у няни, покупает подержанную шхуну и становится «устричным пиратом». В 1893 году Лондон нанялся матросом на промысловую шхуну, отправляющуюся к берегам Японии и в Берингово море. Первое плавание дало Лондону много ярких впечатлений, которые легли затем в основу многих его морских рассказов и романов. Первый очерк Лондона «Тайфун у берегов Японии», за который он получил первую премию одной из газет Сан-Франциско, был опубликован 12 ноября 1893 года и послужил началом его литературной карьеры. Постепенно у Лондона крепнет убеждение, что физический труд не может обеспечить достаточно средств к существованию. Джек принимает решение стать писателем. Самостоятельно подготовившись и успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра из-за отсутствия средств на учёбу вынужден был уйти. Весной 1897 года Джек Лондон поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску. Но вместо золота судьба одарила Лондона встречами с будущими героями его произведений. После возвращения с Аляски писатель начинает более серьёзно заниматься литературой: первые северные рассказы были опубликованы в 1899 году, а уже в 1900 году была издана его первая книга — сборник рассказов «Сын волка». Затем последовали следующие сборники рассказов: «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902), «Вера в человека» (1904), «Лунный лик» (1906), «Потерянный лик» (1910), а также романы «Дочь снегов» (1902), «Морской волк» (1904), «Мартин Иден» (1909), принёсшие писателю широчайшую популярность. Работал писатель очень много, по 15—17 часов в день, и за всю свою недолгую жизнь написал около 40 книг. Для многих первое знакомство с произведениями Лондона – это рассказ «Любовь к жизни» (1905). Эта история о бесстрашном человеке, который, преодолевая тяжелейшие условия, идёт к своей цели. Главный герой, золотоискатель, был предан своим другом и брошен на произвол судьбы. Стремление жить, несмотря ни на какие обстоятельства, заставляет человека преодолевать немыслимые испытания, поистине творить чудеса, чтобы сохранить в себе самый великий дар – жизнь. В своих произведениях Джек Лондон старается воссоздать образ человека в тяжелой жизненной ситуации, на переломе судьбы. Реалистические описания обстоятельств сочетаются с духом романтики и приключений, а сам автор определял свой стиль как «вдохновенный реализм, проникнутый верой в человека и его стремления». Своими литературными учителями писатель считал Роберта Льюиса Стивенсона и Редьярда Киплинга. Лондон умер 22 ноября 1916 года в Глен-Эллене, США.



14 января – 130 лет со дня рождения американского писателя Хью Лофтинга
Хью Джон Лофтинг родился в Мейденхеде в графстве Беркшир, в Великобритании. В детстве Хью очень любил рассказывать разные истории своим братьям и сёстрам. А ещё он очень любил природу, и после прогулок часто приносил домой своеобразные «памятные сувениры». Из этих сувениров даже вышел небольшой «музей естественной истории», который однажды и обнаружила мама Лофтинга…в своём бельевом шкафу! Кроме природы Хью нравились животные. Так одним из его любимых развлечений была поездка с мамой в Лондон – там можно было поиграть со щенками в знакомом зоомагазине. Потом, когда Хью станет взрослым, он даже купит в этом зоомагазине одну из своих собак. С 1894 по 1904 Лофтинг учился в закрытой иезуитской школе в Честерфилде. Во время учёбы Лофтинг решает стать инженером и таким образом попутешествовать. Окончив в 1907 году Лондонский политехнический институт и недолго работав архитектором в Лондоне, Хью Лофтинг наконец отправляется в настоящую «одиссею». Всего за 4 года Лофтинг проводит разведочные работы в Канаде, работает на железной дороге Лагос в Южной Африке и на Гаванской железной дороге на Кубе. Но к 1912 году такая жизнь начинает понемногу утомлять Хью и он переезжает в Нью-Йорк, где и начинает понемногу писать. Публикует Лофтинг короткие рассказы и статьи для журналов. Как гражданин Великобритании Хью Лофтинг отправляется на Первую Мировую войну, где в 1917-1918 годах участвует в боевых операциях во Фландрии и во Франции. Именно здесь к Лофтингу пришли первые мысли об «Истории доктора Дулиттла», когда писатель увидел гибель лошадей на поле боя. По словам самого Хью Лофтинга, когда он увидел лошадей и мулов под огнём, они придумал маленького доктора, который делал бы для несчастных животных то, что не могло быть сделано для них в реальной жизни. В 1920 году вышла первая книга Лофтинга – «История доктора Дулиттла», которая сразу же стала классикой детской литературы. Читатели из Америки и Англии просили продолжений приключений доктора, а кое-кто из детей даже предлагал в письмах сюжеты. И в 1922 году вышла вторая книга – «Путешествия доктора Дулиттла», в которой появился новый персонаж-рассказчик, помощник доктора Томми Стаббинс. Так с 1923 по 1928 годы Лофтинг писал по одной книге о Дулиттле ежегодно. В это же время он часто выступал с лекциями и вёл активную переписку со своими читателями. Многие дети верили, что доктор Дулиттл действительно существует. Лофтинг очень ценил эту обратную связь со своими читателями, но «детским» писателем себя Хью всё-таки не считал. Книг о докторе Дулиттле и его друзьях вышло более десятка – приключения маленького доброго доктора бывали на Луне, в зоопарке, в цирке, в опере и даже в почтовой службе! Последняя часть приключений доктора - «Доктор Дулиттл и тайное озеро» была опубликована уже после смерти Лофтинга в 1948 году. Все книги о приключениях доктора Дулиттла выходили с собственными иллюстрациями Лофтинга – ведь только сам автор может передать «настоящий» облик собственных персонажей. Умер Хью Лофтинг 26 сентября 1947 года в городе Топанга, США.



14 января – 105 лет со дня рождения русского писателя Анатолия Наумовича Рыбакова
Анатолий Наумович Рыбаков родился 14 января 1911 года в Чернигове в семье инженера. В 1919 г. семья Рыбакова переехала в Москву и поселилась на Арбате, в доме № 51, описанном позже Анатолием Наумовичем в повестях и романах. Учился Анатолий Рыбаков в бывшей Хворостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Последние два класса он окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (МОПШК), где преподавали лучшие педагоги того времени. После школы Рыбаков работал на химическом заводе грузчиком, а потом и шофёром. В 1930 г. он поступил на автодорожный факультет Московского Транспортно-экономического института, но так его и не окончил. С 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта. Во время Великой Отечественной войны Рыбаков участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и до штурма Берлина. Войну он закончил в звании майора, начальника автослужбы гвардейского стрелкового корпуса. К литературной деятельности Анатолий Наумович обращается уже после войны. Его первая приключенческая повесть «Кортик» была опубликована в 1948 году и сразу стала популярна среди читателей. «Кортик» получает продолжение: в 1956 году была опубликована повесть «Бронзовая птица», а в 1975 году – заключительная часть трилогии «Выстрел». Другой трилогией, полюбившейся читателям стали приключения девятиклассника Кроша: первая повесть «Приключения Кроша» вышла в 1960 году, продолжение «Каникулы Кроша» вышло в 1966 году, а заключительная часть «Неизвестный солдат» - в 1970 году. Повести Рыбакова написаны живым, ярким языком, в них всегда есть место юмору и доброй иронии. А нравственные проблемы и выбор, перед которыми Рыбаков ставит своих героев, встречаются в жизни каждого человека. Повести Рыбакова – это приключения и детективы, однако важны в них не расследования, разоблачения злодеев и закрученный сюжет. В произведениях Анатолия Наумовича запечатлено то сложное время, когда одна власть сменяла другую и люди привыкали к новой жизни, новым правилам и порядкам. И наравне с взрослыми в этой жизни участвуют и дети – их приключения и расследования становятся своеобразной проверкой на стойкость, мужество и честность, на готовность к новой жизни. По книгам писателя было снято множество кинофильмов: в разные годы были сняты телесериалы «Неизвестный солдат», «Дети Арбата» и «Тяжелый песок», по сценариям Анатолия Наумовича были экранизированы все повести о приключениях Кроша, а также трилогия о закадычных товарищах Мишке Полякове, Генке Петрове и Славке Эльдарове. Взрослому читателю Анатолий Рыбаков в первую очередь известен как автор романов «Тяжёлый песок»(1978), «Дети Арбата» (1987), «Тридцать пятый и другие годы» (1989), «Прах и пепел» (1995). Анатолий Наумович Рыбаков - автор 14 романов и повестей, а его книги были изданы в 52 странах. Умер Анатолий Наумович Рыбаков 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке, США.



24 января – 240 лет со дня рождения немецкого писателя, художника и композитора Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января в Кёнигсберге в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана. Своё детство Гофман провёл в доме бабушки. Мальчик рано начал проявлять способности к музыке и рисованию. Маленький Эрнст очень любил своего дядю, который сильно увлекался мистикой и фантастикой. Именно под влиянием дяди Гофман решил выбрать профессию юриста, но всю жизнь пытался отойти от нее и зарабатывать как писатель и музыкант. А ещё Гофман очень любил музыку, особенно творчество австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Писатель даже сменил в 1805 году одно из своих имен – Вильгельм – на имя Амадей, именно в честь любимого композитора. А собственные музыкальные произведения Гофман выпускал под псевдонимом Иоганн Крейслер. В 1795 году Гофман окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и поступил на государственную службу. Периодически Гофман пытался оставить службу и зарабатывать музыкой и рисованием, однако все эти попытки заканчивались неудачно. Поэтому Эрнст Теодор занимается музыкой, рисованием и сочинительством только в свободное от работы время. В этот же период Гофман пишет свои первые романы, которые, к сожалению, не сохранились. Первой «серьёзной» литературной публикацией Гофмана стал рассказ «Кавалер Глюк» во «Всеобщей музыкальной газете» в 1809 году. И только через пять лет Гофман становится известен и популярен не только как автор музыкальных произведений, но и как литератор – в 1814 году выходит сборник новелл Гофмана «Фантазии в манере Калло» (в составе сборника такие новеллы как «Золотой горшок», «Крейслериана» и «Магнетизёр»). В том же 1814 году Гофман заканчивает работу над оперой «Ундина», которая упрочит славу Эрнста Теодора как композитора. В 1815-1816 году выходит первый роман Гофмана – «Эликсир сатаны». В этот же период выходит знаменитая повесть-сказка Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Всё творчество Гофмана – это романтический гротеск, материал для которого Эрнсту Теодору подсказывала сама жизнь. Его произведения, пёстрые, необычные, сказочные объединены цельной системой, в основе которой два мира: мир реальный, обыденный и фантастический, где возможно всё. Чтобы подчеркнуть разницу этих миров, Гофман пользуется специальными приёмами композиции, например, один роман может состоять из двух совершенно никак не связанных между собой сюжетов, как в романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821). В мирах Гофмана много героев-двойников и вещей, которые оказываются собственными противоположностями: скромный служащий оборачивается попугаем, дверная ручка – золотой змейкой, игрушка для колки орехов – прекрасным принцем, сказочная фея живет на пенсии, а гении и духи стихий работают бродячими торговцами. Российские критики высоко ценили творчество Гофмана: Виссарион Григорьевич Белинский называл его «одним из величайших немецких поэтов, живописцев внутреннего мира». Большим поклонником Гофман был и Фёдор Михайлович Достоевский – он читал все произведения писателя на русском языке, а затем еще раз на языке оригинала, немецком. Умер Эрнст Теодор Амадей Гофман 25 июня 1822 года в Берлине, Германия.



27 января – 115 лет со дня рождения русской писательницы Нины Михайловны Артюховой
Нина Михайловна Артюхова родилась в Москве в семье известного книжного издателя Михаила Васильевича Сабашникова. В 1918 году Нина Михайловна поступила в МГУ на агрохимическое отделение физико-математического факультета. Нина всегда мечтала писать, но также её увлекали химия и астрономия – вот почему будущая детская писательница поступила на такую сложную, и, на первый взгляд, совершенно не связанную с писательской деятельностью специальность. Писать детские рассказы Нина Артюхова начала в 20-х годах XX века, продолжая работать химиком и увлекаясь астрономией. Известность Артюховой принесли повести «Белая коза Альба» (1945) и «Светлана» (1955) – повесть об осиротевшей во время войны девочке, которой предстоит забыть ужасы военных лет и научиться простой радости жизни. В 1949 вышел сборник писательницы «Повести о детях». Практически все произведения детской писательницы — стихи, повести, рассказы — печатались отдельными изданиями. Эти тонкие, богато иллюстрированные книжки известны каждому маленькому читателю: «Сашка-дразнилка», «Белая берёза», «Подружки», «Три копухи» и многие другие. Одним из самых трогательных и добрых произведений Артюховой для многих читателей стал «Трудный вечер» – рассказ этот об одном трудном вечере маленького мальчика Алеши. Мальчик должен выполнить наказ отца – заботиться о маме. Только как это сделать? Ведь Алёша еще так мал: о нём заботятся, раздевают, укладывают спать… Но если мама уставшая, а ты заботливый, добрый, ответственный, и уже почти «взрослый» со всеми сложностями можно справиться, пусть и не очень легко. Все произведения Нины Артюховой учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Умерла Нина Михайловна Артюхова в 1990 году в Москве.



27 января – 190 лет со дня рождения русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в дворянской семье в селе Спас-Угол Тверской губернии. Первым учителем Салтыкова-Щедрина был живописец Павел Соколов, потом с ним занимались старшая сестра. В 10 лет Миша поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён как один из лучших учеников в Царскосельский лицей. Именно в Царскосельском лицее Салтыков-Щедрин и начал понемногу писать. Каждый курс в лицее, под влиянием преданий пушкинских времён, имел своего поэта, и на XIII курсе таким поэтом был Салтыков-Щедрин. Несколько его стихотворений напечатали в журнале «Библиотека для чтения» в 1841 и 1842 годах, а через два года стихотворения лицеистской поры были опубликованы в «Современнике». Но Салтыков-Щедрин скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи, и не любил, когда ему напоминали про эти стихотворные опыты. В 1846 Салтыков-Щедрин получил место помощника секретаря в канцелярии военного министра. Уже тогда литература занимала его больше, чем служба: Салтыков-Щедрин пишет небольшие библиографические заметки и публикует свои первые повести «Противоречия»(1847) и «Запутанное дело»(1848). В 1856-1857 года в журнале «Русский вестник» публикуются «Губернские очерки» - очерки о провинциальной жизни и глухих уголках Вятской губернии – сразу стали одним из самых любимых и популярных произведений современников. Они положили начало целой литературе, получившей название «обличительной», но сами принадлежали к ней только отчасти. Внешняя сторона мира кляуз, взяток, всяческих злоупотреблений показана лишь в некоторых очерках. Салтыкову-Щедрину важнее показать не внешнюю сторону, а саму психологию чиновничьего быта. Михаил Евграфович продолжает совмещать государственную службу с литературной деятельностью, и только в июне 1868 года Салтыков-Щедрин становится одним из главных сотрудников и редакторов журнала «Отечественные записки». Пока существовали «Записки», то есть до 1884 года, Салтыков-Щедрин работал исключительно для журнала. Большая часть произведений, написанных Михаилом Евграфовичем в это время, вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции» (1870), «История одного города» (1883), «Помпадуры и Помпадурши» (1873), «Господа Ташкентцы» (1873), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873), «Господа Головлёвы» (1880), «Современная идиллия» (1877—1881), «За рубежом» (1880—1881), «Письма к тётеньке» (1882), «Пошехонские рассказы» (1886), а также несколько других. На протяжении двадцати лет все крупные явления русской общественной жизни встречали отголосок в произведениях Салтыкова-Щедрина. Его произведения — своего рода исторический документ, в котором реальность местами сложно отличить от художественной правды. Мало таких нот, мало таких красок, которых нельзя было бы найти у Салтыкова-Щедрина. Сверкающий юмор, которым полна удивительная беседа мальчика в штанах с мальчиком без штанов, так же свеж и оригинален, как и задушевный лиризм, которым проникнуты последние страницы «Господ Головлёвых» и «Больного места». Сочинения Салтыкова-Щедрина существуют и в переводах на иностранные языки, хотя своеобразный стиль и язык автора представляет для переводчика чрезвычайные трудности. Умер Михаил Евграфович Сальыков-Щедрин 10 мая 1889 года в Санкт-Петербурге.