5 декабря – 195 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета
Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 года в селе Новосёлки Орловской губернии. Первые 14 и последние 19 лет жизни Афанасий Афанасьевич официально носил фамилию Шеншин. Лишь в 1873 году Афанасий Фет официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет. С 1835 по 1837 годы Афанасий Фет учился в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии. В 1838 году поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем — на историко-филологическое отделение философского факультета. В 1840 году вышел первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон», чему сильно поспособствовал Аполлон Григорьев, друг Фета по университету. С 1842 года Афанасий Афанасьевич часто публикуется в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». Чтобы вернуть себе дворянское звание в 1845 году Фет поступает на военную службу в кирасирский Военного ордена полк. Второй сборник Афанасия Фета под названием «Стихотворения» вышел только в 1850 году и был благосклонно принят критиками. В этом сборнике Фет впервые делит свою лирику на тематические разделы («Снега», «Вечера и ночи», «Баллады» и т.д.). Через три года Фет по служебным делам переезжает в Петербург, где встречается с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и другими известными литераторами. Друзей и знакомых Фета всегда поражала его двойственность: будучи одним из самых тонких лириков, Афанасий Афанасьевич, был одновременно и чрезвычайно деловитым и успешным помещиком. В 1856 году вышел третий сборник Фета под редакцией И.С. Тургенева. В лирике Фета нет законченных психологических портретов, характеров, не очерчены образы адресатов, даже образ возлюбленной абстрактен. У Фета даже нет четко обозначенного лирического героя – нам ничего неизвестно о его возрасте, привычках, социальном положении. Место действия тоже обозначено очень широко: это просто «дом», «сад», «деревня» и т.д. Границы времени в стихотворениях Афанасия Афанасьевича тоже призрачны, условны: время года, время суток, годы полноты сил или старость – вот и всё что можно определить. Стихотворения Фета наполненный мыслями, чувствами, ощущениями, пережить которые способен любой читатель. Три основные темы стихов Фета – это природа, любовь и искусство, объединяемые темой, пронизывающей всё творчество Афанасия Афанасьевича, темой красоты. Разговор о самом сокровенном и важном для Фета ограничивается прозрачным намёком. И самый яркий этому пример – стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…»(1850). Кроме стихотворений, Фет занимался переводами с немецкого и латинского языков. Афанасий Афанасьевич перевёл обе части «Фауста» Гёте и несколько работ немецкого философа Артура Шопенгауэра, а также целый ряд латинских авторов: Горация, Ювенала, Катулла, Овидия и многих других. А еще Афанасий Афанасьевич Фет - автор известной фразы-палиндрома «А роза упала на лапу Азора». Умер Афанасий Афанасьевич Фет 21 ноября 1892 года в Москве.



7 декабря – 90 лет со дня рождения русского поэта Константина Яковлевича Ваншенкина.
Константин Яковлевич Ваншенкин родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье инженера-химика и учительницы немецкого языка. В семье любили поэзию и часто читали стихи. Именно благодаря этим чтениям, Ваншенкин с детства увлекся поэзией. Первые несколько стихотворений, о полярниках и героях гражданской войны, маленький Костя написал в 9 лет. В 1942 году Константин Ваншенкин ушёл на фронт, участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. После войны Константин Яковлевич поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт имени А.М. Горького. Институт Ваншенкин окончил в 1953 году. Первое стихотворение Ваншенкина, посвящённое освобождению Венгрии от фашистских захватчиков, было напечатано после Великой Отечественной войны, в 1948 году. Первая книга Константина Яковлевича – «Песнь о часовых» - вышла, когда Ваншенкин был ещё студентом, в 1951 году. Книга была тепло встречена критиками, а Александр Трифонович Твардовский назвал Ваншенкина одним из лучших молодых поэтов. С начала 1960-ых Ваншенкин писал автобиографическую прозу: «Армейская юность», «Авдюшин и Егорычев», «Большие пожары», «Графин с петухом» и множество других рассказов. Большинство рассказов были опубликованы в журнале «Новый мир». Константин Яковлевич издал более трёх десятков книг поэзии и прозы. В своей лирике и в прозе Ваншенкин чаще всего обращался к воспоминаниям и раздумьям о минувшей войне, о долге человека перед своей эпохой и о любви к природе. Его творчество пронизано верой в то, что сила поэтического таланта одерживает верх и достигает читателя, независимо от похвалы или хулы. Но настоящую известность Константин Яковлевич приобрел как автор многих популярных песен. Уже первая песня на его стихи «Я люблю тебя, жизнь»(1958) принесла ему широкую известность. Самыми популярными на стихи Ваншенкина стали песни: «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «За окошком свету мало», «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Тополя» и «Нелётная погода». Авторами музыки на стихи Константина Яковлевича были Эдуард Савельевич Колмановский, Ян Абрамович Френкель, Аркадий Ильич Островский и многие другие композиторы. Умер Константин Яковлевич Ваншенкин 15 декабря 2012 года в Москве.



20 декабря – 50 лет со дня рождения детской писательницы Ксении Викторовны Драгунской.
Ксения Викторовна Драгунская родилась 20 декабря 1965 года в Москве. Ксения Викторовна – дочь знаменитого писателя Виктора Юзефовича Драгунского, автора рассказов и повестей «Сегодня и ежедневно», «Он упал на траву», «Денискины рассказы», «Далёкая Шура» и множества других. Драгунская окончила Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова. А в 1994 году состоялся творческий дебют Ксении Викторовны – на фестивале молодой драматургии «Любимовка» она представила свою пьесу «Яблочный вор». Пьесы Драгунской ставят как в академических театрах, так и в любительских студиях и на студенческих показах. Также творчество Ксении Викторовны используется для обучения студентов и подготовки профессионалов в вузах по всему миру: школа-студия МХАТ, РАТИ-ГИТИС, University of Iowa и несколько других. Её произведения — пьесы «Вверх тормашками» (1993), «Яблочный вор»(1994), «Сыроежки. Кораблекрушение», «Рыжая пьеса» (1998) и многие другие - это сюжеты, насквозь пронизанные искренностью, чистой, светлой любовью и романтикой, а еще замечательным юмором. Пьесы Драгунской на сценах самых разных театров пользуются успехом у зрителей всех возрастов. А еще Ксения Викторовна – автор нескольких сборников рассказов для детей: «Целоваться запрещено» (2007), «Честные истории» (2010) и «Мужское воспитание» (2012). В коротких рассказах Драгунской всегда лето и каникулы: спонтанное желание уехать на велосипеде «к морю», костры, катание на лодке на «неизведанный» берег речки и другие летние забавы. «Осень – это когда мама уходит в парк шуршать сухими листьями, а зима наступает словно бы нехотя и ненадолго». Родители в рассказах Драгунской помнят, что и сами когда то были детьми. Ксения Викторовна умеет очень просто говорить с читателем на самые непростые темы: о лжи, предательстве, «непохожести», смерти… И, при этом, честный разговор на сложные темы не превращается в чтение морали, которое юные читатели просто на дух не переносят. Рассказы Драгунской правдивы (ну кто из нас не прогуливал уроки по «уважительной причине», кто не обижался на учителей, не ссорился со школьными товарищами?!), но в каждом из них, под покровом обычной жизни всегда есть место необъяснимому, такому притягательному и загадочному, чуду.



30 декабря – 150 лет со дня рождения английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга
Джозеф Редьярд Киплинг родился 30 декабря 1865 года в Бомбее, в Британской Индии в семье профессора местной школы искусств Джона Локвуда Киплинга. Своё необычное имя Редьярд, как полагают исследователи, Киплинг получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились его родители. Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми для будущего писателя. Но в возрасте 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу в Англию. В течение шести лет жил в частном пансионе, хозяйка которого, Мадам Роза, была чрезмерно строгой и жёсткой. Такое отношение очень сильно повлияло на Киплинга: после суровых лет, проведённых в пансионе, Джозеф Редьярд до конца своей жизни страдал от бессонницы. В 12 лет родители устроили Киплинга в частное Девонское училище, чтобы Редьярд впоследствии смог поступить в престижную военную академию. Позже о годах, проведённых в училище, Киплинг напишет автобиографическую книгу «Сталки и компания»(1899) – повесть о жизни мальчиков в английской частной школе-интернате. Киплинг первым показал школу не как замкнутое сообщество, а как площадку, на которой мальчики взрослеют и готовятся защищать свою страну. В октябре 1882 года Киплинг возвращается в Индию и работает журналистом. В свободное время он пишет короткие рассказы и стихи, которые публикуются наравне с репортажами Киплинга. А уже через год литературная деятельность Редьярда начинает приносить ему прибыль. В качестве корреспондента Киплинг совершает поездки по Азии и США, посещает Бирму, Китай, Японию. В 1888 и 1889 годах выходит 6 книг с его рассказами и путевыми очерками, которые принесли ему славу и признание. Редьярда Киплинга начинают называть литературным наследником Чарльза Диккенса. Но нам Киплинг известен и близок, прежде всего, по знаменитой «Книге джунглей»(1894), «Второй книге джунглей», «Отважные мореплаватели» (1897) и роману «Ким»(1901) и сборнику «Сказки просто так» (1902). Для всех произведений Киплинга характерен богатый язык, полный метафор и экзотического колорита дальних жарких стран. Герои Джозефа Редьярда – верные и честные товарищи, которые ценят собственную свободу выше рамок и предписаний, а дружбу, долг и преданность ценят больше, чем богатства и славу. В 1907 году Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе и стал первым англичанином, чьи достижения в области литературы были признаны на таком высоком уровне. Произведения Киплинга выдержали огромное количество экранизаций, а замечательные советские мультфильмы «Рикки-Тикки-Тави» (1965), «Кот, который гулял сам по себе» (1968), «Маугли. Последняя охота Акелы» (1969) в детстве видел практически каждый ребёнок. Умер Джозеф Редьярд Киплинг 18 января 1936 года в Лондоне, Великобритания.



30 декабря – 110 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга, детского писателя Даниила Ивановича Хармса
Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв) родился 30 декабря 1905 года в Санкт-Петербурге. Отец Даниила, Иван Павлович Ювачёв, бывший моряк и страстный любитель путешествий, хотел, чтобы его сын говорил и писал на иностранных языках и мог свободно понимать жителей других стран. Когда Даня Ювачёв подрос, его отдали учиться в немецкую школу. Она называлась школа Петершуле, то есть «школа Петра». Учился Даня Ювачёв на четверки и тройки, был тихим и молчаливым мальчиком, но с богатым воображением, неожиданными идеями и поступками. Например, однажды Даня придумал себе двух мам: маму Большую и маму маленькую. Большая, была, как все мамы, звали ее Надежда Ивановна. А маленькую звали Mutterchen и жила она под каменными ступенями лестницы в доме Ювачёвых. Примерно в 1921- 1922 году Даниил Ювачёв выбирает себе псевдоним «Хармс». Существует много версий, почему Ювачёв вдруг превратился в Хармса: в рукописях самого автора встречается примерно сорок разных псевдонимов - Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Чармс, и многие другие. Участвовать в активной литературной жизни Ленинграда Хармс начинает с 1924 года: он выступает с чтением своих и чужих стихов, вступает в литературные собрания и кружки. Хармс дружил со многими знаменитыми писателями и поэтами: Самуилом Маршаком, Александром Введенским, Николаем Заболоцким, Николаем Олейниковым и Борисом Житковым. А осенью 1927 года группа друзей-писателей во главе с Даниилом Хармсом получает окончательное название – ОБЭРИУ («Объединение реального искусства»). В это же время Хармс начинает активно сотрудничать с детскими журналами «Ёж» («Ежемесячный журнал»), «Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал»), «Сверчок», «Октябрята», где публиковались его стихи, рассказы, подписи к рисункам, шуточные рекламы и головоломки. В период с 1928 по 1931 годы вышло 9 иллюстрированных книжек стихов и рассказов для детей — «Озорная пробка», «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил», «Театр», «Во-первых и во-вторых», «Иван Иваныч Самовар», «О том, как старушка чернила покупала», «Игра», «О том, как папа застрелил мне хорька», «Миллион». В 1937 году вышла книга Вильгельма Буша «Плих и Плюх» в переводе Хармса. Также при жизни писателя выходили отдельные издания написанного совместно с Самуилом Маршаком стихотворения «Весёлые чижи» и книги «Рассказы в картинках», текст которой написан Хармсом, Ниной Гернет и Натальей Дилакторской. А еще Даниил Хармс был настоящим «человеком-оркестром» и очень любил музыку. Хармс любит описывать разнообразные звуки, любит звукоподражания. А действующие лица в его рассказах перекликаются, как музыкальные инструменты. Да и сами инструменты то и дело появляются в текстах Хармса. Стихи его упруги, неожиданны, богаты ритмами, но не певучими и спокойными, а взрывными, бодрыми. Это музыкальность, полная жизни, движения, кипучей энергии. Умер Даниил Хармс 2 февраля 1942 года в Ленинграде.