27
мая – Общероссийский день библиотек.
Праздник официально, на государственном уровне, установлен 27
мая 1995 года Указом
президента Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным.
В Указе N 539 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ДНЯ
БИБЛИОТЕК" отмечены большой вклад российских библиотек в развитие
отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего
повышения их роли в жизни общества. Там же объясняется, почему выбор даты для
Общероссийского дня библиотек был остановлен именно на 27 мая: «отмечать его 27
мая, приурочив эту дату ко дню основания в 1795 году первой государственной
общедоступной библиотеки России - Императорской публичной библиотеки, ныне
Российской национальной библиотеки».
Правительству Российской Федерации, органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было
рекомендовано президентом Ельциным: проведение в рамках Дня библиотек
мероприятий, направленных на повышение роли книги в социально-политической и
историко-культурной жизни населения Российской Федерации, а также на решение
проблем, связанных с развитием библиотек.
Общероссийский день
библиотек – не только профессиональный праздник библиотечных работников, но и
праздник всех тех, кто не представляет свою жизнь без книг.
15
мая исполняется 120 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Михаила
Афанасьевича Булгакова (1891-1940).
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье профессора
Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. В 1909 г. Булгаков поступает
на медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание
"лекаря с отличием". Киевские годы заложили основы мировосприятия
Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ко времени первой мировой
войны Булгаков уже сформировался как личность.
После окончания университета, летом 1916 г., он работал в
госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на
военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала
сельской больницы, затем с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы.
События 1917
г. прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова.
Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем
родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В условиях постоянной смены властей в
столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне от политических событий было
невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так: "В 1919 г., проживая в г.
Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями,
занимавшими город". После взятия Киева генералом Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был
мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь
появилась первая его публикация — газетная статья под заглавием "Грядущие
перспективы" (1919).
Булгаков не принимал революцию, потому что крушение монархии
во многом означало для него крушение самой России, родины — как истока всего
светлого и дорогого в его жизни. В годы социального разлома он сделал свой
главный и окончательный выбор — расстался с профессией врача и целиком посвятил
себя литературному труду.
В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе,
Булгаков готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921 г. он появился в Москве
и с тех пор остался в ней навсегда. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от
секретаря ЛИТО Главполитпросвета, куда устроился при
содействии Н. К. Крупской, до конферансье в маленьком театре на окраине. Со
временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет.
Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился
роман "Белая гвардия", две части которого были опубликованы И. Г.
Лежневым в журнале "Россия" (1925, полностью роман вышел в Советском
Союзе в 1966 г.).
Этот роман был самой любимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в
содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных"
(1926), которая до известной степени является самостоятельным произведением. У
нее своя примечательная судьба, предопределенная знаменитой мхатовской
постановкой (премьера состоялась в 1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую
известность. "Дни Турбиных" пользовались
небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая развернула
разгромную кампанию против "апологетичного"
по отношению к белому движению спектакля, а следовательно, и против "антисоветски" настроенного автора пьесы. Массированные
атаки критики привели в 1929
г. к изъятию спектакля из мхатовского
репертуара (в 1932 г.
он был возобновлен).
В мае 1926
г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него
изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем его
произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со
сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со столь
удачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, если даже и
пробивались на короткий срок на сцену впоследствии запрещались. Ни одна из пьес
и инсценировок Булгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных",
не была опубликована при его жизни. Лишь в 1962 г. издательство
"Искусство" выпустило сборник пьес Булгакова. На рубеже 1920—30-х гг.
пьесы Булгакова были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала,
возможность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации писатель вынужден был
обратиться к власти ("Письмо правительству", 1930), прося либо
предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо
отпустить за границу. За упомянутым письмом правительству последовал телефонный
звонок Сталина Булгакову (1930
г.), который несколько ослабил трагизм переживаний
писателя. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил
проблему физического выживания.
Булгаков вынужден был в 1936 г. порвать с МХАТом и
перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом. Роман "Мастер и
Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого
советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в
сокращенном виде произошла в 1966).
Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной
творческой судьбы. Умер писатель в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
15
мая исполняется 155 лет со дня рождения американского детского писателя,
сказочника Лаймена Фрэнка Баума
Фрэнк Баум (Лаймен
Фрэнк Баум) (1856-1919) –
американский журналист, драматург, автор детских рассказов, родился в городе Читтенанго, штат Нью-Йорк.
Фрэнк вместе с семьей переехал в штат Южная Дакота в 1888
году, где он работал в газете. Затем в 1891 семья переехала в Чикаго, Фрэнк Баум и там стал работать журналистом.
Его первая книга для детей – «Рассказы Матушки Гусыни в
прозе» (Mother Goose in Prose,1897). За ней последовала книга «Отец Гусыни: его
книга» (Father Goose: His Book, 1899), которая очень
быстро стала бестселлером.
В 1900 году была опубликована наиболее известная за всю
биографию Фрэнка Баум книга «Волшебник страны Оз» (The Wonderful
Wizard of Oz), рассказ о маленькой девочке, снесенной торнадо на
волшебную землю Оз. Инсценировка книги Фрэнка Баум
была выполнена в 1902 году, используя эту историю в 1938 году был снят
чрезвычайно популярный кинофильм.
Хотя Фрэнк Баум написал более 70
детских книг, его известность базируется в основном на книге о волшебнике и
других 13 историях о стране Оз,
включая «Озма из страны Оз»
(Ozma of Oz, 1907) и «Страшила из страны Оз»
(The Scarecrow of Oz, 1915), во всех из которых
особое значение придается таким американским добродетелям, как практичность,
самостоятельность, толерантность и эгалитаризм.